Мы начинаем с вами цикл лекций под названием «Введение в Ветхий Завет». И прежде всего хотелось бы задать три вопроса. Первый из них: какая книга самая древняя из читаемых непрерывно в течение последних трех тысяч лет? Второй вопрос: какая из книг самая распространенная, т. е. читается на протяжении столетий наибольшим числом людей? И третий вопрос: какая книга сыграла самую выдающуюся роль в человеческой истории, развитии культуры, литературы, философии и искусства? На все эти три вопроса может быть только один ответ: это Библия. И тогда уже необходимо задать четвертый вопрос: является ли Библия откровением, данным свыше, как утверждают последователи всех монотеистических религий, или же она — лишь человеческое творение, запись событий, происходивших в древнейшие времена, создание гениальных поэтов, философов, духовидцев, но — одних только людей, без вмешательства Провидения?
И вот для того, чтобы ответить на этот вопрос, — а без ответа на него содержательный разговор о Библии попросту невозможен, — нам необходимо найти какие-либо подтверждения первой или второй точки зрения в самой Библии. Спросим, что же такое должно быть записано в Библии, что бы несомненно удостоверило нас в ее Божественном происхождении? Предположим, что в Библии были бы изложены, скажем, основы теории относительности. Но ведь это не стало бы очевидным доказательством сверхъестественного происхождения самой Книги. Можно было бы объяснить подобный феномен так: «Тысячи лет назад жил человек, несравненно превосходивший научной одаренностью самого Эйнштейна». Или, скажем, сравнительная таблица элементов Менделеева была бы целиком записана в Библии. Это нам бы тоже ничего еще не доказывало. Мог в древности жить мудрец, который гениально прозрел или предугадал порядок химических элементов по их возрастающей валентности. Или, допустим, основы химии могли быть переданы древним людям какой-то погибшей цивилизацией, жителями иных миров, наконец. Итак, никакие научные данные, даже и намного превосходящие уровень знаний своей эпохи, будь они запечатлены в Священном Писании, сами по себе не могли бы убедить нас в его сверхчеловеческом происхождении. Поэтому в Библии нам следует искать иное, несомненное и ясное, свидетельство, которое указывало бы на ее Божественный источник.
Именно таким свидетельством является пророчество: в Библии заранее, и притом совершенно точно, предсказаны будущие события, ход этих событий, их сроки, даже имена людей, которые будут в них участвовать. Речь идет как о событиях, близких по времени к моменту изречения какого-либо пророчества, так и о таких, которые произойдут через сотни и тысячи лет после написания соответствующих библейских книг. Поскольку у нас есть твердые основы хронологии Библии, т. е. достаточно точно известно, когда какие книги написаны, то мы и можем судить: сбылись те или иные пророчества, или нет.
Признаки, позволяющие отделять истинных пророков от ложных, содержатся в самой Библии. Там сказано, что если человек будет истинным пророком Господним, то к его словам следует прислушиваться, записывать их в книгу, а в дальнейшем — руководствоваться ими. Написано об этом так (слова изложены от первого лица — как обращение Господа, Творца вселенной, к Моисею):
Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему;
А кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;
<... >
И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?»
Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его. (Втор. 18, 18-22)
Таким образом, настоящий пророк (а вся Библия состоит из книг, написанных именно пророками) должен говорить от имени Единого Бога и дать ясные знамения своей посланнической миссии, т. е. его слова должны исполниться. Пророк по-древнееврейски называется <нави>, т. е. «источающий», «изливающий», «выводящий наружу» то, что должно сбыться в близком или далеком будущем. В более древние времена пророк именовался <хозе> — «видящий».
Но в отличие от обычных людей, созерцающих предметы видимого мира, пророк зрит мир духовный, невидимый и повествует нам о том, что он узрел. Пророк должен быть испытан: ему, следовательно, надлежит предречь нечто, что должно исполниться вскоре, и только после того, как это сбудется, появится и доверие к его речениям, касающимся грядущих событий.
В Библии мы встречаем немало примеров того, как пророк предрекал события ближайшего времени и удостоверял тем самым истинность своей миссии. В самом начале Книги Пророка Амоса, записанной в VIII веке до н. э., мы читаем:
Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением.
И сказал он: Господь возгремит... (Ам. 1, 1-2)
Итак, пророк предрек землетрясение за два года до того, как оно произошло. Даже современная наука не позволяет предвидеть землетрясения за столь долгий срок, что уж говорить о древних временах...
Другой пример, когда пророк предсказал ближайшие события, содержится в Четвертой Книге Царств. Израильский царь Охозия, живший в середине IX в. до н. э., заболел и вместо того, чтобы обратиться к Господу с молитвой об исцелении, он послал своих слуг «вопросить Веельзевула». «Бааль-зевул» («господин святилища») — так по-древнееврейски и по-финикийски звучит имя одного из языческих божеств Ханаана, служение которому сопровождалось развратом и даже человеческими жертвоприношениями. Вот к этому божеству обратился царь, и когда отправил он послов, дабы они принесли лжебогу жертву, на пути их встал пророк Господень Илия и сказал им следующее:
...Так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, — с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь.
И умер он по слову Господню, которое изрек Илия. (IV Цар. 1, 16-17)
Но кроме пророчеств о судьбе того или иного человека, о событиях частных, в Библии есть много пророчеств о судьбах целых народов в течение веков. При этом мы должны иметь в виду крайнюю маловероятность исполнения хотя бы одного пророчества, рассчитанного на столь долгий период. Представьте себе, какое число событий и причин влияет на все, происходящее в нашем мире, и как поэтому трудно точно предсказать время, место и обстоятельства какого-либо грядущего происшествия. В Библии, однако, содержится множество подобных пророчеств. Так, например, в Книге Второзакония, написанной пророком Моисеем в начале XIII в. до н. э., мы читаем предсказание о будущем всего народа израильского, которое должно сбыться после отступления народа от заповедей Божьих:
И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. (Втор. 28, 64)
— если от Бога отступит народ, который Он Сам избрал для возвещения имени Своего, то этот народ будет рассеян по всем странам. И, казалось бы, уж если такое грозное, страшное пророчество исполнилось, этот народ должен был бы постепенно исчезнуть, раствориться среди других народов. Однако далее говорится:
Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души;
Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей... (Втор. 28, 65-66)
Те из нас, кто хотя бы в общих чертах знает историю еврейского народа, сразу скажут, что это предсказание исполнилось в точности. Народ этот был рассеян после разрушения второго Храма (70-й год н. э.) по всей земле, и нигде не находил он покоя, всюду был гоним, преследуем, истребляем. Спрашивается: как могло быть такое предсказано заранее, за четырнадцать веков до начала соответствующих событий? Разве в человеческих силах предсказать самую сущность судьбы целого народа, рассеянного по свету, — судьбы неповторимой, единственной во всей мировой истории? В другом месте той же Книги Второзакония Господь обещает собрать рассеянный израильский народ вновь на той самой земле, которая принадлежала его праотцам:
...Тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой.
Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя,
И приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение... (Втор. 30, 3-5)
Случайное осуществление в истории этого великого пророчества невозможно. Ведь согласно ему, народ, лишенный земли, рассеянный в течение почти двух тысяч лет по разным народам, опять соберется, восстановит свое государство в той же самой стране, находившейся за это время под властью многих великих держав. Но это в точности осуществилось в середине нашего века: в 1947-1948 гг. было восстановлено израильское государство. Вот пророчество, отрицать которое просто невозможно, ведь оно сбылось буквально на наших глазах.
В другой библейской книге, Книге Пророка Исайи, который жил в VIII в. до н. э., т. е. примерно через 600 лет после Моисея, о будущем собирании народа израильского из всех народов говорится так:
Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя.
Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай...» (Ис. 43, 5-6)
Здесь уже не только предсказано возвращение народа из рассеяния, но и точно указано, где именно будет находиться та страна, которой Господь скажет: «отдай», т. е. силой принудит ее выпустить израильтян из своих пределов. «Северу скажу: „отдай"...» Не кто иной, как мы сами — свидетели того, что именно великой «северной стране» — Советскому Союзу — Бог, через политические события, сказал: «отдай» — и тогда началась эмиграция евреев, поднялся знаменитый «железный занавес». Это пророчество, которое тоже невозможно отрицать, потому что оно осуществляется явно в наши дни. А вот в Книге Пророка Иеремии, который жил в VI в. до н. э., те же будущие события излагаются так:
Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли... (Иер. 31, 8)
Наиболее значимый исход израильтянам, следовательно, предстоит в будущем совершить именно из «северной страны». Однако «северная страна», по отношению к Святой земле, — это Россия, притом Иерусалим и Москва находятся почти на одном меридиане. Вспомним, что во времена Иеремии на этой территории вообще не было развитых поселений человека. Откроем теперь Книгу Пророка Иезекииля, который также жил в VI веке до н. э. В ней содержатся следующие предсказания:
Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины,
И опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего,
Тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены».
И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал — и сделал. (Иез. 36, 33-36)
Города и поселения Страны Израиля в течении 1878 лет, со времени Иудейской войны против Рима и разрушения Иерусалима, приходили во все большее запустение, а некогда цветущие долины поглощались пустыней. В XX же веке действительно осуществилось прочитанное нами пророчество: «города развалившиеся» населились, и пустыни превратились в сады на Святой земле. Так что мы с вами — живые свидетели исполнения и этого пророчества.
Многие пророчества Ветхого Завета касаются и других древних, да и современных народов. Так, например, существует пророчество о судьбе великой империи древности — Ассирии, которая достигла расцвета в IX-VIII вв. до н. э. Оно содержится в Книге Пророка Наума. Наум жил в начале VII в. до н. э., а пророчество исполнилось в конце того же века. Надо сказать, что слова Наума, предрекающие гибель Ниневии — столице Ассирии, звучали для его современников даже менее правдоподобно, чем прозвучало бы для нас, скажем, пророчество о гибели Нью-Йорка. На такое предсказание в те времена люди неверующие могли ответить лишь смехом и издевательствами, потому что Ассирия была могущественна, как никогда, она владела множеством стран и народов. И вдруг пророк Наум предрекает ей следующее:
Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак. (Наум. 1, 7-8)
Пророк предрекает великому городу, живущему безопасно, «всепотопляющее наводнение». В другом месте той же книги о царе ассирийском предсказано вот что:
Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена.
Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. (Наум. 2, 5-6)
И это исполнилось в точности! В 612 г. до н. э. войска Вавилонии и Мидии — взбунтовавшихся вассалов Ассирии — объединились, прошли по ассирийской земле и окружили Ниневию. Но город стоял неприступно, и бесполезная осада продлилась два года. Тогда осаждавшие запрудили реку Тигр, воды которой хлынули на городскую стену и пробили в ней брешь. Войска ворвались в город сквозь эту пробоину и нещадно истребили жителей Ниневии. Пророк Наум предсказал все это за несколько десятилетий, связав захват города со «всепотопляющим наводнением». «Речные ворота отворяются, и дворец (имеется в виду царский дворец) разрушается». Итак, данное пророчество, одно из множества записанных в Библии, исполнилось буквально.
Есть в Писании и немало пророчеств, которые касаются земной жизни Иисуса Христа. Приведем одно из них. Царь Давид, предок Иисуса по плоти, живший за тысячу лет до него и оставивший нам великую Книгу Псалмов — Псалтирь, предвидел о грядущем Мессии следующее (обратим внимание, что пророчество высказано от первого лица, Давид как бы отождествляет себя со своим кровным потомком — Мессией):
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Пс. 21, 15-19)
Через десять веков, в 34 году н. э., на Голгофе, в точности исполнились эти слова: на кресте были пронзены руки и ноги Иисуса. При этом римские воины разделили между собою его «ризы», т. е.одежды, а поскольку верхнее облачение — хитон — было красиво, то его не стали раздирать на части, а бросили жребий, чтобы он целиком достался кому-то одному. Все это подробно описано в Евангелии.
Кроме того, существуют еще обширные пророчества обо всей истории человечества, о последовательной смене империй, цивилизаций, эпох. Например, в главах 2, 7-8 и 11-12 Книги Пророка Даниила (VI в. до н. э.) описывается будущая всемирная история — от Вавилонского царства и вплоть до наших дней. Их содержание поразительно точно предрекает последующие события на протяжении около 2,5 тысяч лет, о чем мы, в свое время, будем говорить подробно.
Мало того, Библия содержит ряд точных дат будущих событий. Так, в Книге Пророка Даниила есть следующее предсказание:
«...Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых...» (Дан. 9, 24)
Семьдесят седмин (т. е. семьдесят семилетий) — это 490 лет. По истечении этих 490 лет предсказано появление великого избранника Божьего, который искупит грехи людей. Древнееврейское слово <цедек>, употребляемое здесь и переведенное словом «правда», означает оправдание грешников или преступников, которое, согласно данному тексту Даниила, будет вечным, окончательным. Дальше написано так:
«...Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена...» (Дан. 9, 25)
В древнееврейском тексте словам «до Христа Владыки» соответствует: <ад-Машиах Нагид> — «до Помазанника (Мессии) Владычествующего». Семьдесят седмин начинают отсчитываться с того времени, «как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». Вавилонский царь Навуходоносор в 586 г. до н. э. разрушил Иерусалим и переселил уцелевшую часть жителей его в великий город Вавилон. Когда же Вавилонская империя пала под ударами мидян и персов, персидские цари издали постановления, согласно которым иудеи могут возвратиться, чтобы вновь построить Храм Единому Богу своему и поклоняться Ему на святом месте. Окончательный указ, который разрешал обстроить Иерусалим стенами, восстановить его целиком, был издан в 457 г. до н. э. персидским царем Артаксерксом I. «Семь седмин», т. е. 49 лет, продолжалось восстановление и заселение Иерусалима. Прошли еще «шестьдесят две седмины», т. е. 434 года, и наступила последняя, семидесятая, седмина, — семилетие публичной проповеди Христа и его казни. Прибавим к 457 г. до н. э. 490 лет (семьдесят седмин) — получится 33 г. н. э. А именно 33/34-й год (библейский год начинается с осени) — это год распятия Иисуса. И дальше читаем:
«...И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет...» (Дан. 9, 26)
Именно в этом самом году, по истечении «шестидесяти девяти и еще одной» седмины, Иисус Христос был распят. Далее написано:
«...А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения...» (Дан. 9, 26)
В 70-м году н. э., через 36 лет после смерти и воскресения Христа, римские войска под руководством полководца Тита покорили восставшую Иудею, сравняли ее города с землей, разрушили столицу — Иерусалим, осквернили Храм Божий и сожгли его, и после этого война еще длилась до 73-го года. Несомненно, предречь все это за шесть веков до свершения, притом так точно и подробно, не в силах человеческих. Далее говорится так:
«...И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение...» (Дан. 9, 27)
Какая же еще седмина имеется здесь в виду? А дело в том, что Иудейская война длилась семь лет, с 66 по 73 год н. э. В середине этой седмины, т. е. в 70 году, разрушен был Иерусалимский Храм — единственное место, где разрешалось, согласно Библии, приносить в жертву Богу домашних животных. Таким образом, именно «в половине» указанной пророком седмины жертва и приношение во славу Единого Бога, Творца неба и земли, были прекращены. Но здесь ведь есть еще такие слова: «...И утвердит завет для многих одна седмина...» О каком завете здесь говорится? К этому времени по Иудее уже широко распространилась весть о Новом завете, который Бог заключил со Своим народом через Иисуса Христа. Проповедь апостолов ко времени разрушения Храма продолжалась уже 36 лет как в Иудее, так и за ее пределами. Очень многие иудеи и представители иных народов, увидев столь точное исполнение предсказаний Даниила и других пророков о пришествии Христа, вступали в Новый завет с Богом, принимали сердцем и умом учение Евангелия.
Заключительные слова этого пророчества Даниила звучат так:
«...И на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». (Дан. 9, 27)
Действительно, Храм Иерусалимский с того времени и вплоть до наших дней находится в запустении. Опустошителя же его — Тита —постигла кара Божья: он заболел мучительной болезнью, по-видимому, раком мозга, и, не процарствовав двух лет, умер в тяжелых страданиях, — его постигла «окончательная предопределенная гибель».
Для чего же мы совершили такой необычный экскурс в библейские пророчества, в область великих предречений будущего? А вот именно для того, чтобы решить основной вопрос, заданный в начале нашей лекции, без твердого ответа на который невозможно осмысленно заниматься изучением величайшей Книги человечества. Потому что, если Библия — это творение одних только людей, пусть даже непревзойденных поэтов и мудрецов, то к ней должен быть у нас один подход; если же Библия передает нам слова самого Бога, Творца вселенной и Создателя каждого из нас, то и подход к ее изучению должен быть совсем другим. И вот слово, которое наиболее точно выражает самую суть этого другого подхода: благоговение!
Комментаторы уподобляют библейское слово морю, глубокому и неисследимому. А все, что мы можем помыслить, сказать и даже прочитать о Библии, подобно малой капле воды морской. Однако и капля хранит в себе вкус морской воды, ее структуру. Так и мы, через малую толику библейской истины, соприкоснемся со всем многогранным смыслом великой Книги, с ее Божественными тайнами, с высшим миром, отраженным в ее символах. В то же время, Священное Писание испокон веков считалось и тем ключом, с помощью которого человек открывает смысл собственной жизни, и той нитью Ариадны, которая выводит ищущего к таинствам мироздания. Почему же это возможно? И как связана Библия со вселенной? Дело в том, что, согласно словам самого Писания, у Библии и у вселенной один и тот же автор — Бог. Согласно первым трем стихам Книги Бытия:
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1, 1-3)
Слово Божье, Дух Божий, т. е. творящая сила, исшедшая из недр, «из уст» Творца, создала вселенную. И этим же словом <йеги> — «да будет» — сотворена Библия. Описывая откровение, бывшее тому или иному пророку, Библия говорит: <ва-йеги> или <вэгайа> — «и было» слово Божье (или слово Господне) к пророку. В подобных случаях употребляется то же самое слово «да будет», что и при творении мира. И когда в псалме мы читаем о том, как сотворена вселенная:
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их...
<... >
...Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось. (Пс. 32, 6-9),
то эти же слова мы можем отнести и к самой Библии: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось...» Священное Писание.
Библия записывалась на протяжении почти полутора тысяч лет многими десятками людей, и через каждого из них говорил Дух Святой, Дух Божий. Толкователи, описывая взаимодействие Духа Божия с духом пророка, сравнивают Господа с музыкантом, а пророка — с музыкальным инструментом. Несомненно, состояние инструмента, его настрой, исправность много значат для музыки, и все же основное совершает музыкант. Так и пророки: они были орудиями Бога, но орудиями не слепыми, не пассивными, а живыми и разумно действующими. И вот в новозаветном Первом Послании Апостола Петра есть подтверждение тому, что все книги Библии написаны при участии Духа Святого, называемого здесь «Духом Христовым», т. е. Духом, помазующим пророков на служение (как мы помним, «Христос» — это по-гречески «Помазанник»):
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
Исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них
Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. (I Петр. 1, 10-11)
В этом отрывке очень интересно сказано, что пророки занимались «изысканиями и исследованиями», а в то же время в них говорил Святой Дух, Дух Божий. Здесь налицо удивительный сплав, поразительное единство и гармония высшей силы — Духа Божьего — и духа самого пророка, который живо и творчески принимает участие в Божественном откровении. В самой Библии об этом говорится так:
И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте... (II Петр. 1, 19)
Действительно, мир наш покрыт тьмой, и человек часто не знает ни пути своего, ни общего пути человечества, но слово Божье сияет в этой тьме и дает нам возможность видеть.
...Доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (II Петр 1, 19-20)
«Сам собою», т. е. своим разумом и заранее, никто не может «разрешить» ни одного пророчества, но когда то или иное предсказание исполняется, то люди явно видят осуществление предреченного Богом:
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (II Петр 1, 21)
Древнейшая часть Библии — Пятикнижие Моисеево, по-древнееврейски <Τορа> — «Учение» — записана в XIV в. до н. э., и с тех пор переписывается из поколения в поколение с буквальной точностью, вплоть до каждого знака, на коже «чистых животных» — тельцов, ягнят и т. д. Изготовленная для ритуального, богослужебного чтения, Тора представляет собой кожаный свиток, держащийся на двух деревянных валиках-рукоятях. Когда читают, то разворачивают его справа налево на специальном аналое и перекатывают, находя нужное место.
Тора, как и вся Библия, внутренне едина. В ней говорится о множестве событий, о множестве людей, но единый Дух дышит в каждом ее слове, проявляясь и в частностях, и во всем грандиозном целом. Всем своим содержанием она свидетельствует о едином Творце вселенной, о гармонии творения, о предназначении человека, и как явная, так и сокровенная суть ее состоит в утверждении Божьего единства, проявляющегося во множественности феноменов мироздания.
Когда мы всматриваемся во вселенную, которой управляют повсюду одни и те же законы, то начинаем понимать, что и вселенная, подобно Библии, есть единство во множестве. И не зря уже в древние времена толкователи библейского текста уподобляли свиток Торы — вселенной. Развертывание свитка подобно расширению -вселенной, а свертывание — ее сжатию. Только в XX веке физики (знаменитая теория Фридмана) пришли к тому, что вселенная расширяется и сжимается, а библейские экзегеты знали это тысячи лет назад. Одно из древних толкований библейского текста гласит, что имя Бога <Шаддай> — Всемогущий — объясняется так: «Тот, Кто сказал: „Довольно"» («Ше-дай»: по-древнееврейски <ше> означает «тот, который», <дай> — «довольно»). Это объяснение сопровождается преданием, согласно которому вселенная, будучи сотворена, стала расширяться с огромной скоростью, и тогда Бог сказал ей: <дай> — «довольно».
Книге уподоблена вселенная, и все мы, живущие в ней, суть как бы герои величайшего художественного творения. Как художественное произведение создается словом, так и мир сотворен словом: «И сказал Бог: да будет... — и стало так». И наши судьбы, жизни всех нас по-своему раскрывают величайший сюжет и вплетены в сложнейшую композицию этого мира. Именно об этой Книге говорит царь-псалмопевец Давид, обращаясь к Богу и вспоминая о своем сотворении:
Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138, 16-17)
Давид ощущает себя записанным в Книгу. Эта Божья Книга — одновременно и Библия, и вселенная, и собственная жизнь каждого из нас. Для того чтобы постичь эту взаимосвязь, нам нужно как бы перейти от «точки зрения» к некоему «пространству зрения», к восприятию мира в целом, а не «по клеточкам и квадратикам», как нас учили начиная с детского сада. Книга — едина. Осознанию этого единства и учит Библия.
Как дошли до нас библейские книги? В настоящее время человечество обладает достаточно большим количеством древнейших списков библейских книг. Так, существуют папирусные фрагменты Торы, относящиеся к V в. до н. э. Они найдены в Египте — на Элефантине, где в то время существовала иудейская колония, и в других местах. Надписи на камне и глине, содержащие отрывки из книг Библии, найдены также в Палестине и в Междуречье; им более 2,5 тысяч лет. Отрывки из Книги Иеремии, из Первой и Второй Книг Царств, записанные на папирусе, относятся к III в. до н. э. Что же касается всего свода ветхозаветных книг Библии на древнееврейском языке, то до 1947 года самые древние списки его относились лишь к VIII-X вв. н. э. Более ранние рукописи не были известны.
И вот в 1947 г. на Святой земле, в районе Кумрана, близ Мертвого моря, мальчиком-арабом, пасшим коз, были обнаружены в глиняных кувшинах драгоценные кожаные свитки, оставленные древней общиной ессеев, живших здесь около 2000 лет назад, имевших общее имущество, сообща трудившихся и сообща изучавших священные книги. Дальнейшие археологические исследования привели к потрясающим открытиям. Было найдено несколько сот свитков и множество фрагментов, представляющих собой остатки библиотеки из более чем 600 книг. Свитки, найденные близ Мертвого моря, содержат все библейские книги, за исключением Книги Есфирь, ряд апокрифических произведений (т. е. литературы в библейском стиле, «околобиблейской»), а также произведения учителей и поэтов самой общины; они содержат многие пророчества, предсказания, псалмы и даже подробный устав общины ессеев, члены которой называли себя «сынами света». Таким образом, сейчас мы имеем практически все библейские книги на древнееврейском языке в списках, восходящих ко времени от III в. до н. э. по I в. н. э.: поселение ессеев было разрушено римлянами во время Иудейской войны 66-73 гг. н. э.
Кроме того, мы обладаем очень древними переводами Библии. В III в. до н. э. царь Птолемей Филадельф стал составлять в Александрии свою знаменитую библиотеку, и он пожелал иметь в ней греческий перевод всех иудейских священных книг, т. е. книг Ветхого Завета, для чего и призвал 70 книжников из Иерусалима и повелел им в кратчайшие сроки перевести Пятикнижие Моисея и другие пророческие книги. Этот, до сих пор сохранившийся, текст называется «Септуагинта», или «Перевод семидесяти». Следовательно, наряду с так называемым «масоретским» — традиционным еврейским — текстом, у нас есть греческий текст, восходящий к III в. до н. э. Сохранились и очень ранние переводы на сирийский (арамейский)язык: Пешитта, т. е. «простой», «народный» текст, восходящий к I-II вв. н. э., и таргумы — иудейские переводы первых веков новой эры; перевод на язык коптский — III в.; армянский — IV-V вв.; древнеэфиопский — геэз — IV-V вв., и др. Таким образом, библейский текст, согласно всем историческим, археологическим, лингвистическим и литературным данным, сохранился в целости и полноте.
Надо сказать также, что на протяжении веков соблюдались изложенные в Талмуде строгие предписания для «софрим» — писцов, книжников, которые, создавая новые свитки, с точностью до каждого знака переписывали Тору и другие библейские книги. Сохранилось предостережение, издревле передававшееся от учителя к ученику: «Сын мой, будь крайне осторожен при переписывании Слова Божьего, ибо, не дописав один знак или внеся один лишний, ты можешь разрушить всю вселенную!» Взгляд на библейский свиток как на вселенную прослеживается на протяжении тысяч лет и способствует точному воспроизведению священного текста. И, действительно, древнееврейский язык таков, что, поменяв одну букву в слове, можно полностью изменить его смысл. Понятно, насколько это в данном случае опасно.
Итак, мы держим в руках канон библейских книг Ветхого Завета. Греческое слово κανών <канон> происходит от древнееврейско-фини-кийского <канэ> — «мерильная трость», «прямой шест»,
«норма», т. е. то, чем измеряют, с чем соотносят. Канон, т. е. список книг, признанных священными, складывался долго, на протяжении веков, но был окончательно утвержден в I в. н. э. Как только после Моисея кто-либо признавался истинным пророком Божьим, пройдя предписанные Торой испытания, т. е. дав удостоверение своего пророческого посланничества, его книгу сразу начинали переписывать и передавать из рода в род. Уже ко времени Иисуса Христа существовал своего рода канон книг Ветхого Завета. В Евангелии приведены слова Иисуса Христа, сказанные им после воскресения:
И сказал им: вот то, о чем я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. (Лук. 24, 44)
И до сих пор Библия сохранила это трехчленное деление Ветхого Завета: Закон Моисеев (первые пять книг Библии) — <Τора>, Книги Пророков — <Невиим> и Писания — <Кетпувим>, куда вошли и более ранние Писания — Псалмы, Притчи, и более поздние, такие, как Книга Даниила, Книги Паралипоменон (Летописи) и др. Сокращенное название всех трех разделов — <Танах>. Раньше, чем в Новом Завете, в Книге Иисуса сына Сирахова, жившего в III-II вв. до н. э., содержалось уже деление Священного Писания на три части:
Многое и великое дано нам через Закон, Пророков и прочих писателей, следовавших за ними... (Предисловие к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова)
Если в Евангелии от Луки (24, 20) третья часть Писания называется Псалмами, по главной книге, в нее входящей, то в Книге Иисуса сына Сирахова она же называется «другими Писаниями», каковое обозначение восходит к древнееврейскому слову <Кетувим> — «записанные» (речения, произведения).
Само же слово «Библия» происходит от греческого — βίβλος <библос> —- папирус, из коры которого изготовлялась бумага; впоследствии это слово стало обозначать саму бумагу, а также книгу. «Библия» — слово во множественном числе, означающее «книги», т. е. «собрание книг». Древнееврейско-финикийское название города Гевал (на территории современного Ливана) по-гречески передавалось как «Библос». Поскольку же этот город служил посредником в продаже грекам египетского папируса, то название города сначала перешло на сам папирус, затем — на книги вообще и наконец — на собрание книг, единственное в своем роде, на величайшую «духовную библиотеку», умещающуюся в одном томе, которая и по сей день носит имя Библии.
Перечислим теперь названия отдельных библейских книг. В Пятикнижие Моисеево, или Тору, входят: первая книга — Книга Бытия, ее название по-древнееврейски <Берешит>, что означает «В начале», потому что начинается эта книга словами «В начале сотворил Бог небо и землю». А русское ее название — Бытие — восходит не к еврейскому, а к греческому — Γενεσις <Генесис>, что означает «происхождение», «рождение», «источник», «начало». Это — книга об истоках вселенной, человечества и истинной веры. Вторая книга Моисеева, Исход, повествует об исходе сынов Израилевых из египетского рабства и о том, как дан был израильскому народу Закон Божий на горе Синай, ставший впоследствии основой общечеловеческой этики. Книга Исход называется по-еврейски <Шемот>, что означает «Имена», потому что книга начинается с перечисления имен прародителей Израиля — народа Божьего, а по-гречески — Εξοδος <Эксодос>, что означает «выход», «исход». Третья книга, Левит, на древнееврейском языке называется <Вайикра>, что переводится: «И Он воззвал» — по первым словам книги: «И воззвал Господь к Моисею...» Она повествует о законах ритуальной чистоты и о чистоте сердца, о постановлениях относительно жертвоприношений и священников, которые назывались левитами, ибо относились к израильскому колену Левия. Называется эта книга по-гречески Λευιτικον <Левитикон>. Четвертая книга, Числа, по-древнееврейски именуется <Бамидбар>, что переводится: «В пустыне»; здесь приведены различные исчисления народа Божьего, произведенные во время странствий его по пустыне. Поэтому книга называется по-гречески Αριτμοι <Аритмой> (это слово того же корня, что и «арифметика»), т. е. «счисления». Последняя книга, Второзаконие, заново излагающая и обобщающая Закон Божий, данный через Моисея, по-древнееврейски называется <Деварим>, т. е. «Речи», по первымее словам — «И вот речи...», а по-гречески Δευτερονομιον <Девтороно-миош — «Второй Закон», т. е. «Повторение Закона».
За Торой следуют книги Первых Пророков. Это: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, две Книги Самуила (а в христианской традиции — Первая и Вторая Книги Царств), две Книги Царей (в христианской традиции — Третья и Четвертая Книги Царств). Иначе все они именуются «Ранние пророки» — по-древнееврейски <Невиим ришоним>. В этих книгах описаны события ΧΙΙΙ-ΙΧ вв. до н. э. Затем следуют книги «Поздних пророков», живших в VIII-V вв. до н. э., по-древнееврейски <Невиим ахароним>. Кроме больших книг — Исайи, Иеремии и Иезекииля, сюда входят еще двенадцать книг «Малых пророков». И наконец в раздел <Кетувим> — «Писания» — входят: Книга Псалмов Давидовых (Псалтирь), написанная в ΧΙ-Χ вв. до н. э., Притчи Соломоновы, написанные в IX в. до н. э., Книги Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и две Книги Паралипоменон, иначе — «Хроники», или «Летописи».
Всего книг в составе Библии насчитывается 22, 24 или 27. Дело в том, что Первую и Вторую Книги Самуила иногда считают одной книгой, то же относится к Первой и Второй Книгам Царств и т. д. Однако наиболее распространенный счет — 27 книг, по числу букв древнееврейского алфавита, которым придавалось мистическое значение. Из них 22 буквы основные, а еще пять — это так называемые «конечные» формы, употребляемые на конце слов. От этих букв произошел опосредованно и наш алфавит — кириллица. Древнееврейско-финикийский алфавит — первый алфавит в истории, первое буквенное письмо, родоначальник алфавитов всего человечества. От него ведет начало греческое письмо, а от греческого — и латиница, и наша кириллица. Столько же книг — 27 — и по той же причине было включено впоследствии и в канон Нового Завета.
Как мы уже сказали, ветхозаветный канон практически сложился ко времени Иисуса Христа и даже еще раньше, но, тем не менее, через двадцать лет после разрушения Иерусалима и его Храма римлянами, в 90-м г. н. э., в городе Ямнии собрался Синедрион, т. е. верховная коллегия мудрецов, законоведов и книжников, для разбора спорных вопросов о Писании. Тогда и были окончательно отобраны и утверждены книги в том самом порядке, который сохранился и по сей день. Однако многие книги, ценные и в духовном, и в поэтическом отношении, по разным причинам не были включены в канон. Православная и католическая Библии содержат эти, так называемые девтероканонические (второканонические), или агиографические (от греческого άγιος <агиос> — «святой», и γραφώ <графо> — «пишу»), т. е. «описывающие святых», книги как дополнения к каноническим. Это — Вторая и Третья Книги Ездры, Книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Варуха, три Маккавейские Книги. Имеются неканонические фрагменты и в канонических книгах. Иудейский канон и канон протестантский данных книг и фрагментов не содержат. Интересно, что в Кумране были найдены еврейские оригиналы некоторых из этих книг и фрагментов, считавшихся утерянными. Подтвердилось, что в древнееврейской литературе они были широко распространены.
И наконец существуют апокрифы, т. е. «скрытые», «спрятанные» — от греческого слова απόκρυφος <апокрифос> — «тайный, сокровенный»; так называются книги, относящиеся к кругу «околобиблейской» литературы, которые по какой-либо причине были отвергнуты, как недостоверные или не предназначенные для всеобщего чтения. Библейские апокрифы, такие, как Книга Еноха, Книга Двенадцати Патриархов, Книга Вознесения Исайи, Книга Юбилеев, Книга Откровения Исайи, Апокалипсис Варуха и некоторые другие, были в свое время включены в Библию на древнеэфиопском языке геэз. Оригиналы некоторых из них найдены в Кумране. Часть их сохранилась на церковнославянском, коптском, сирийском, армянском, арабском и других языках. Эти книги необычайно интересны, а многие из них доносят до нас чистое и неповрежденное Божественное учение. Некогда они были изъяты и отброшены как несоответствующие определенным догматическим положениям, хотя до этого имели широкое распространение.
Теперь несколько слов о способах записи и чтения библейского текста. Дело в том, что древнееврейский язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков и родственный таким древнейшим языкам, как аморитский, финикийско-ханаанейский, угаритский, древнеарамейский и др., обладает письменностью, которая фиксирует только согласные звуки. Например, написание слова «человек» в этой системе письма выглядело бы как «члвк». Собственно, и в церковнославянском письме с «титлами» существует такой же способ записи. Школа масоретов, действовавшая в VII-X вв. н. э. в Палестине, ввела специальные «диакритические» знаки для огласовки текстов. Гласные звуки, интонация и другие особенности речи передавались точками и черточками, стоявшими под или над буквами. С их помощью была построена так называемая тивериадская система огласовки (по городу Тверии в Святой земле). «Масора» означает по-древнееврейски «предание», «традиция». Масореты поставили перед собой цель сохранить библейский текст от каких бы то ни было искажений не только при записи, но и при чтении, поскольку к этому времени, к VII в., очень сократилось число людей, знавших Библию наизусть и без труда читавших ее текст так, как это соблюдалось издревле. Тивериадская школа масоретов привела в систему все правила фиксации и воспроизведения библейского текста, завершив многовековые труды своих предшественников в этой области. Были сосчитаны все буквы в каждой книге, все слова, все знаки, общее число букв Библии и т. д. Все это и по сей день тщательнейшим образом проверяют софрим —книжники, которые переписывают свитки, и возможность каких бы то ни было ошибок становится поэтому очень маловероятной.
После находки кумранских свитков выяснилось, что библейский текст весьма заботливо сохранялся и до масоретов. Видимо, в огласовках нужды не было, потому что древние израильтяне веками жили на своей земле, и среди них много было людей, знавших Писание наизусть и передававших свои знания ученикам из уст в уста. После же исчезновения этих благоприятных условий, когда остались лишь немногие из знатоков, появилась необходимость в письменной фиксации всех правил сохранения и передачи как текста, так и особого речитатива, которым читается вся Библия. Этот речитатив передается своеобразными нотными знаками — «таамим», сопровождающими текст на древнееврейском языке.
Следует нам коротко остановиться и на традиционном подходе к осмыслению Священного Писания. Согласно одному древнему изречению, «у Торы семьдесят лиц». Это значит, что каждый библейский стих имеет 70 (!) уровней интерпретации. Из них наиболее традиционные — четыре, обозначаемые четырьмя древнееврейскими словами: «пшат» — «простой смысл», буквальное толкование; «ремез» — «скрытый намек», иносказательное объяснение, часто относящееся к области психологии, внутреннего мира человека; «друш» — «изыскание», толкование аллегорическое, указывающее на прозрения будущих событий или духовных реалий, скрытых за завесой простого повествования; наконец «сод» — «тайна», имеется в виду таинство Божественной, высшей жизни, «просвечивающей» сквозь данный стих и доступное восприятию лишь особо одаренных — духовных — людей. Эти четыре слова образуют аббревиатуру <Пардес>, что означает «райский сад» мудрости (слово заимствовано из древнепер-сидского, авестийского языка; ср., например, с английским paradise, немецким Paradies и т. д).
...Смысл Библии неисчерпаем. Существует прекрасное предание о св. Августине. Однажды, размышляя о величии Божьем, он проходил берегом моря и увидел маленького мальчика, который ложечкой зачерпывал морскую воду и переливал ее в ямку. Августин спросил: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Я вырыл ямку и хочу перелить море в нее». Тогда Августин сказал ребенку, что это невозможно, но мальчик вдруг посмотрел на него пристально и сказал: «А как же ты хочешь вместить в свой ограниченный разум всю премудрость Божью?!..» И исчез. Предание поучительное. И все же даже мимолетное соприкосновение с этой премудростью Божьей — Священным Писанием — полнит нас радостью, любовью и дыханием жизни вечной.