ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЁД

Д.Щедровицкий. ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. I КНИГА БЫТИЯ
 

Лекция 5.  ПОТОП И «УТВЕРЖДЕНИЕ НА КАМНЕ». ПУТЬ ПРАВЕДНЫХ И ПУТЬ НЕЧЕСТИВЫХ

Сегодня мы будем говорить о величайшей катастрофе в истории древнего человечества — о всемирном потопе. Открыв Книгу Бытия,читаем:

 

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Быт. 6, 9)

 

Слово «праведный» — <цадик> — происходит от глагола <цадак>, означающего «быть справедливым», «оправдывать». «Цадик» означает не только «праведный», но и «оправдывающий», «способствующий оправданию» других, ибо следование воле Создателя делает праведника близким к Нему, как бы «приближённым Царя», и дает ему возможность ходатайствовать в молитве за согрешивших. Это человек, сверяющийся во всех своих делах, мыслях и словах с праведностью Божьей, не отступающий от правды ни на шаг. Единственный человек, оставшийся перед наступлением великого бедствия праведным, — это Ной. Исходя из сроков, относящихся к библейским патриархам до Ноя, можно рассчитать, что Мафусал, или Мафусаил — по-древнееврейски <Метушелах> — умер как раз в год потопа. Его имя происходит от слов <мот> — «смерть» и  <шелах> — «меч» или <шалах> — «отсылать». По преданию, его молитва имела силу отгонять, «отсылать» смерть, с которой он сражался как бы духовным мечом, спасая людей. Этот великий праведник прожил дольше всех смертных, откуда и происходит выражение «мафусаилов век». Его молитва за погибающее челове­чество, соединяясь с молитвой Ноя, отдаляла потоп, который поэтому начался лишь после смерти Мафусаила.

Итак, в развращенном, утратившем всякое Богообщение и духов­ное единство людей, поколении было два праведника: Ной и Мафу­саил. Мафусаил умер в 600-й год жизни Ноя, когда начался потоп; и мы читаем, что, повелевая Ною войти в ковчег, Бог говорит: «Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю» (Быт. 7, 4). Семь дней обычно длится, по Библии, траур по умершим (Иов. 2,  13; I Цар. 31, 13). По преданию, когда умер Мафусаил и остался на земле только один праведник — Ной, он уже не мог заступаться пред Госпо­дом за человечество. Ной вошел в ковчег, там он провел семь дней в трауре по Мафусаилу, а на восьмой день потоп пришел на землю.

 

Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

И воззрел Бог на землю, — и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6, 10-12)

 

Надо сказать, что у каждой души на земле есть свое предназна­чение, своя миссия. И наш видимый, земной мир существует только для того, чтобы души следовали, каждая своим духовным путем, к совершенству, осуществляя свое предназначение. Поэтому, когда «извратила путь свой всякая плоть», то обессмыслилось само сущест­вование земного мира и явилась необходимость в его полном обновлении. С точки зрения законов духовных, высших, всякий мир существует только как школа, предназначенная для вполне опреде­ленного обучения душ, в нем воплощающихся. Когда души сбиваются с пути, — тогда и происходят катастрофы. Так осуществляется слово, сказанное Богом еще Адаму после его грехопадения:

 

...Проклята земля за тебя... (Быт. 3, 17)

 

Человек, таким образом, вносит в мир или проклятие, или благо­словение своими мыслями, словами и делами.

 

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. (Быт. 6, 13)

 

И далее следует описание ковчега, в котором спасся Ной:

 

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Быт. 6, 14)

 

Ковчег имел очень много отделений: в него должно было войти множество живых существ.

 

И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. (Быт. 6, 15)

 

Древневосточный «локоть» — это мера длины, равная примерно 45 сантиметрам.

 

И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. (Быт. 6, 16)

 

По преданию, в нижнем жилье жили пресмыкающиеся, над ними — человек и высшие животные, а на самом верху — птицы...

 

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сы­новья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. (Быт. 6, 17-18)

 

Бог заключает с человечеством в лице Ноя Второй завет. Ной должен стать как бы новым Адамом: он обновит землю, и от него произойдет, по замыслу Создателя, более праведное поколение, «пра­ведная отрасль» человечества; и во всяком случае среди потомков Ноя уже не переведутся праведники.

 

Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. (Быт. 6, 19)

 

Далее идут предписания о том, чтобы Ной запасся кормом для всех животных и пищей для людей. Некоторые находят противоречие в том, что здесь сказано «от всякой плоти по паре», а далее говорится:

 

...И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского... (Быт. 7, 2)

 

Обратим внимание на то, что уже в те времена существовало разде­ление животных на «чистых» и «нечистых», т. е. годных для жертвоприношения Богу и не годных. После потопа, когда человеку было разрешено вкушать животную пищу, разделение на чистых и не­чистых животных стало определять и годность употребления их в пищу. Почему же в одном случае сказано «по паре», а в другом «по семи пар»? Некоторые библейские критики сделали из этого и других подобных сравнений далеко идущие выводы, утверждая, что мы имеем дело с компиляцией двух рассказов: якобы один принадлежит выходцу из Северного, Израильского, царства, другой — из Южного, Иудейского. Но непредвзятому читателю ясно, что все описание всемирного потопа едино, имеет стройный сюжет, последовательную композицию. Понятно также, что «по паре» ( <шнайим> — «по двое») означает «мужского и женского пола», что необходимо для продления жизни вида. Дальше же идет количественное предписание: по семи пар чистых животных и по одной паре нечистых. Духовный смысл этих слов также достаточно прозрачен: добро для своего рас­пространения нуждается в семикратно больших усилиях, нежели зло.

О завершении строительства ковчега сказано так:

 

И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал. (Быт. 6, 22)

 

Это ясное свидетельство праведности Ноя, это главнейший признак праведного: он делает все ровно так, как повелел Господь. В Законе Божьем сказано, что к заповеди нельзя ничего прибавлять и от нее нельзя ничего убавлять (Втор. 4, 2). На примере Ноя мы можем прекрасно представить себе, что это значит. Ведь если бы Ной сделал что-либо в ковчеге по-другому, чем предписал ему Господь, разные животные могли бы напасть друг на друга, не будучи разведены по «отделениям»; ковчег не выдержал бы напора воды, имей он другие размеры и т. п. Малейшее отступление от Божественных предписаний грозило гибелью последним людям и животным, спасающимся от потопа. Но праведный Ной ни в чем не отступил от предписанного ему свыше.

 

И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем...

...Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. (Быт. 7, 1-4)

 

Библейские критики указывают на «противоречие»: в одном месте говорится о 40-дневном дожде, а в другом — о 150-дневном (ср. Быт. 7, 4 и 17 с Быт. 7, 24 и 8, 3). Но если мы внимательно вчитаемся в библейский текст, то увидим, что наводнение длилось ровно 150 дней, из которых в первые 40 дней воды умножались, а в остальные 110 дней оставались на лице земли, не убывая.

 

Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. (Быт. 7, 10)

 

В Книге Исайи содержится такое объяснение смерти праведного:

 

Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. (Ис. 57, 1)

 

Итак, праведник забирается перед бедствием; часто праведник умирает, дабы не видеть страшной катастрофы; и вот, как раз смерть Мафусаила и семидневный траур по нему стали прелюдией потопа.

 

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. (Быт. 7, 11-13)

 

В семье Ноя сохранялась моногамия: три сына и три жены, в то время как полигамия распространилась очень широко, что мы видели на  примере  Ламеха,   потомка  Каина.   Итак,   «во  второй  месяц,   в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники...» Какой же «второй месяц» имеется в виду, какой календарь был в ходу в эпоху Ноя? Мы знаем, что со времени Моисея библейский отсчет месяцев начинался с весны. В Книге Исход, в 12-й главе, с начала главы говорится о том, что Бог повелевает Моисею считать месяцы с весеннего месяца Авива: «Авив» означает «колос», это «месяц колосьев», когда созревает ячмень, и соответствует он примерно апрелю. Позже он был назван вавилонским словом «Нисан». Однако, по преданию, до Моисея год начинался с первого осеннего месяца, носившего название «Этаним» (III Цар. 8, 2), что означает «сильные», так как в этом месяце родились главные патриархи. После вавилонского пленения месяц был назван вавилон­ским словом «Тишри». Следовательно, потоп начался во втором осеннем месяце, после того, как осенний урожай был собран и, казалось бы, людей ожидало изобилие и спокойствие.

Много веков спустя Иисус Христос, предупреждая людей о грядущих бедствиях, говорил так:

 

...Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Челове­ческого:

Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого... (Матф. 24, 37-39)

 

По своей внезапности второе пришествие Иисуса уподобится неожиданно наступившему потопу... Когда же окончился потоп, начавшийся в 17-й день второго месяца?

 

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. (Быт. 8, 4)

 

С 17-го дня второго месяца по 17-й день седьмого прошло ровно пять месяцев. Страшнейшая катастрофа, разбушевавшаяся стихия, сметая все с лица земли, уничтожая города, вырывая деревья, поглощая все живое, вдруг, в назначенный день, через пять месяцев ровно, утихает. Удивительные слова о таком повиновении стихий Создателю мы находим в Псалмах Давидовых:

 

Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его... (Пс. 148, 7-8)

 

«Бурный ветер» — по-древнееврейски <сэара>, «разрушительный ветер», «вихрь». И, оказывается, этот бурный ветер исполняет слово Божье! Он не может вырвать ни одного дерева, обрушить ни одного строения, кроме разрешенных ему Господом. Это же относится и к водам потопа.

Однако в Библии прослежены и духовные корни всемирного потопа, а не только его физическое воздействие. Духовная причина потопа — великое развращение человечества на земле и гнев Божий. Физическая причина, причина как бы второго порядка, такова:

 

...Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились... (Быт. 7, 11)

 

А это значит, что воды изливались на землю в виде ливней, с одной стороны, и заливали ее, выходя из океанских «бездн вели­ких», — с другой. Словом «бездна» здесь переведено то же слово  <тегом>, что и в Быт. 1, 2. Современные исследователи даже называ­ют комету, которая вызвала потоп, указывают ее номер, название и место, где она сейчас находится; есть и другие версии физических причин потопа. Во всяком случае, вся территория, на которой рассе­лилось древнейшее человечество, была захлестнута водами. Пред­ставим себе, где расположено междуречье Тигра и Ефрата (это место часто называется перешейком Восточного полушария): очень близко находятся с одной стороны — Средиземное море, с другой — Индий­ский океан; с севера расположены Черное и Каспийское моря; и наконец сами реки Тигр и Ефрат, очень бурные во время разливов, — довершают картину: от вод, хлынувших на древнейшее человечество со всех сторон, сверху и снизу, спастись было негде.

И вот, по библейским данным, в 1656-м году от Адама на землю пришел потоп:

 

И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею... (Быт. 7, 17)

 

В духовном смысле это описание глубоко символично: вся земля залита водою — нечестием, неверием, злом, и только ковчег Ноя, который «возвысился над землею», спасается. Недаром в более позд­ние времена ковчег стал символом Церкви: в Церковь входят покор­ные, Церковь и все находящиеся в ней спасаются от вечной погибели, она «возвышена над землей», залитой нечестием; и Ной, пророк Божий, впоследствии рассматривался как прообраз Мессии — верного пастыря, руководителя спасаемых (см. II Петр. 3, 20-21).

 

...Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.

<...>

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди... (Быт. 7, 18-21)

 

Какое необычное перечисление! Обыкновенно в Библии человек называется раньше других существ — он ведь венец творения. Здесь же человек назван в последнюю очередь: «...Лишилась жизни всякая плоть... птицы и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди». Это указывает на то, что человек был истреблен потопом именно потому, что нравственно пал и оказался ниже не только животных, но и пресмыкающихся. И действительно, при взгляде, скажем, на духовное состояние эсэсовцев, истребляющих мирное население, очевидно, что любая змея, ящерица, тарантул находятся на более высоком духовном уровне, И вот представьте себе, что из таких людей сплошь состояло все поколение времен Ноя, и помыслите, справедлив ли суд Божий, истребивший это поколение?

 

...Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли,.. (Быт, 7, 22-23)

 

Выражение «от человека до скота» вновь подчеркивает эту дегра­дацию людей, проделавших как бы «обратный» духовный путь — от состояния человеческого до состояния скотского, ибо в них полностью возобладало животное начало.

 

...Остался только Ной, и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. (Быт. 7, 23-24)

 

Но вот вода, начав убывать, обнажила вершину самой высокой горы этого региона, находящейся на нынешней территории Турецкой Армении, — горы Арарат. И Ной, желая узнать, показалась ли суша, сначала выпустил ворона, который не нашел суши и вернулся; а потом голубя, который лишь во второй раз принес оливковую (т. е. масличную) ветвь в клюве. По преданию, он принес ее, долетев до Святой земли, в знак того, что отсюда начнется в будущем спасение человечества. И с тех пор голубь с оливковой ветвью — это не только символ мира, но и вестник единения всех людей — потомков Ноя — в поклонении Единому Богу, вестник примирения человечества с Богом. В библейской символике голубь — это Дух Святой, а помазание свя­щенным елеем, добываемым из плодов маслины, указывает на духов­ные дары. Именно в Духе осуществляется примирение людей с Богом и друг с другом (ср. Матф. 3, 16; I Иоан. 2, 27; II Кор. 1, 21-22).

 

Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.

<... >

Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. (Быт. 8, 11-13)

 

Всемирный потоп окончился ровно к библейскому Новому году: к 601-му году жизни Ноя, к первому дню первого месяца. Мы уже говорили, что в те времена счет месяцев велся с осени. Таким образом, еще до Моисея, и даже до Авраама, отмечались великие праздники Господни: гораздо позже этот первый день первого месяца стал считаться первым днем седьмого месяца, ибо Новый год был пере­несен на весну (Исх. 12, 2 и 23, 15). Этот день, в который «иссякла вода на земле», в Законе Божьем назван «праздником труб» (Лев. 23, 23-25). Вернемся, в связи с этим, к стиху 8, 4: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Ковчег, символизирующий будущую Церковь — оплот спасаемых, утверждается на каменной горе — прообразе того камня, той незыблемой скалы, того фундамента неколебимого, которым стало учение Христа (Матф. 7, 24-25; I Петр. 2, 4-6). Но почему же это происходит именно в 17-й день седьмого месяца? По древнейшему счету, седьмой месяц с осени — это первый весенний месяц (Нисан). Распятый перед наступлением Пасхи, т. е. 14 Нисана, Иисус Христос ожил через три дня, т. е. в точности 17 Нисана (Матф. 12, 40; Иоан. 19, 14; Лук. 24, 46). Именно в этот день и был положен «краеуголь­ный камень» для построения Церкви Нового завета. ...Продолжим беседу об окончании потопа:

 

И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

И сказал Бог Ною:

Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою... (Быт. 8, 14-16)

 

И были выведены все животные:

 

...Пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. (Быт. 8, 17)

 

Спасение Ноя, его семьи и животных, как мы видели, связано с особыми днями — «священными временами», праздниками Господ­ними. Итак, есть особые дни, в которые происходят великие чудеса и великие откровения Божьи; и эти дни, эти непреходящие Божествен­ные праздники — одни и те же с древнейших времен и до наших дней.

 

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чис­того, и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что по­мышление сердца человеческого — зло от юности его... (Быт. 8, 20-21)

 

Человек еще очень юн на земле; человечество юно, оно еще не приобрело истинной мудрости; именно поэтому «помышление сердца человеческого — зло»; человек не утвердился в Законе Божьем, не стал «мужем мудрым»; он все еще буйствует как невоспитанный, необузданный, не знающий цели и смысла жизни отрок....

 

И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. (Быт. 8, 21-22)

 

Интересна связь слов: «Обонял Господь приятное благоухание...», и: «...Сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю...» Принесение в жертву животного есть знак полной покор­ности, смирения человека пред Богом. Животное умерщвляется — и это означает «умерщвление» животного начала, до этого властвовав­шего в человеке, обуздание его началом духовным, поставление его на служение Богу. О жертве в одном из псалмов говорится так:

 

Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смирен­ного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50, 19)

 

Сокрушённый дух — вот жертва Богу. Эти слова как нельзя более подходят к Ною: представьте себе внутреннее состояние его — пере­жившего потоп, увидевшего истребление всего человечества. Ной больше года провел в ковчеге, подвергаясь смертельной опасности, и все же оставался тверд в своей вере. Он полностью уповал на Бога, ибо никакой другой помощи, никакой другой надежды у него не было. Состояние Ноя — это состояние неколебимого в своей вере праведника. Но в то же время Ной — человек сострадательный. Ведь праведник — это тот, кто жалеет людей, молится за них, умоляет пощадить их; и видеть ему, как возмездие постигает людей, пусть даже и нечестивцев, вполне его заслуживших, все равно очень тяжело. И вот это борение, это сосуществование в душе Ноя умиления пред Богом, спасшим ему жизнь, и сочувствия, жалости ко всем погибшим, «сокрушают» его дух в момент жертвоприношения. Жертвой Ной воздает Богу хвалу за спасение:

 

Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. (Пс. 115, 8)

 

Жертва не принимается, если человек не возносит при этом хвалы Богу, не торжествует, не испытывает чувства экстатической радости. Впоследствии жертвоприношения животных были заменены молит­вами, по пророчеству Осии: «Мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14, 3). Но для людей древних нужно было именно жертвоприношение животных как наглядный образ покаяния и искупления.

Еще одно место, говорящее о жертве в Псалмах:

 

Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.

Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. (Пс. 140, 1-2)

 

Итак, фимиам, т. е. воскурение ладана и других благовоний, озна­чает молитву человека, благоухание души, восходящей к Богу; а по-древнееврейски «благоухание» — <рейах> — того же корня, что и  <pyax> — «дух», «ветер». Подобно тому, как ветер возносит к небу благоухание жертвенных воскурений, поднимается, восходит дух Ноя к Богу в молитвенном экстазе. Вот это восхождение духа Ноева к Богу во время жертвоприношения и «обонял» Господь — оно стало «приятным благоуханием»; Господь как бы вдохнул аромат восходя­щего к Нему во время молитвы праведного помысла, чувствования Ноя, — и произошло соединение духа Ноева с Духом Господним (I Кор. 6, 17). И после того как дух праведника ходатайствовал о будущем потомстве своем, Господь дал обетование, что больше всемирного потопа не будет. Именно после этого и был заключен Богом Второй завет с человечеством, соответствующий Второму Дню творения. Мы помним, что во Второй День были разделены «верхние» и «нижние» воды. Так и разделение людей на праведных (семейство Ноя) и нечестивых (остальное человечество) оказывается связано с водами потопа, которые предшествуют заключению Второго завета.

Зададим, однако, несколько необычный вопрос: что же произошло с душами тех, кто погиб при потопе? Спаслись ли души этих людей? И на такой вопрос есть ответ в Библии. Согласно Закону Божьему, есть такие грехи, которые прощаются человеку сразу, когда он кается в них; есть грехи, которые частично отпускаются при покаянии, окончательно же искупаются в День Очищения (Йом-Киппур — Лев. 16, 29-31 и 23, 27-28); есть грехи, которые лишь отчасти прощаются при покаянии и в День Очищения, но для полного их прощения человек должен перенести различные мучения, болезни, скорби; и наконец есть грехи, которые частично отпускаются при покаянии, как бы «порциями» изглаживаются в День Очищения и при перенесении страданий, но полное искупление настает только в день смерти, и, таким образом, душа вступает в мир иной очищенной от грехов. Но все эти пути искупления существуют только для покаявшихся; для тех же, кто не покаялся и закоснел в своем нечестии, как бы не предусмотрено совсем искупления и прощения, и таковые тяжко стра­дают после смерти. Но есть ли хоть какая-то возможность избавления и для этих душ? Ведь мы знаем, что допотопное человечество главным образом из таких людей и состояло.

В Первом Послании Петра сказано, что Христос, пострадав на Голгофе, совершил вслед за тем великое и удивительное дело:

 

...Христос... однажды пострадал за грехи наши... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

Которым он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега... (I Петр. 3, 18-20)

 

Множество душ, не вразумившихся 120-летней проповедью Ноя, оказывается, находилось в «темнице духов» — в некоем духовном пространстве, где эти души мучились (греческое слово φυλακή <фюлакэ> — «темница» — буквально означает «место стражи»). И вот Христос, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом», т. е. в период времени от смерти до воскресения, сошел в духовном образе в эту «темницу духов» (в христианском искусстве икона, изображающая это событие, называется «Сошествие во ад») и проповедал покаяние этим грешникам. Итак, хотя их души пробыли в «темнице» тысячи лет — от потопа до Христа, искупая свои нераскаянные грехи, — но все же явление Христа положило конец и их мучениям...

История человечества имеет свои законы; и именно для того, чтобы течение ее вошло в нужное русло, произошло страшное и великое очищение, которое мы называем всемирным потопом.

Предания о потопе остались в памяти большинства народов мира. Упомянем предания народов, ближайших к Междуречью, например, легенды армянского народа, восходящего к жителям библейской страны Урарту, название которой идентично названию горы Арарат (Ис. 37, 38; Иер. 51, 27). Существует много армянских преданий о Ное и потопе, дошедших до нас с языческих времен, т. е. Не почерп­нутых из Библии. Например, имя города Нахичеван (Нахичевань) по-армянски означает «пристанище Ноя». По армянскому преданию, Ной, выйдя из ковчега на горе Араратской, именно в Нахичевани основал первое поселение. В письменных источниках сохранилась древнейшая песня о горе Сипан (находится недалеко от Арарата). Сначала, будто бы, ковчег Ноя причалил к ней, и тогда Ной сказал:

 

Сипан, прими меня! Сипан, прими меня! Сипан же отвечал:

Иди на Масис, иди на Масис, что выше меня!

 

Масис — это армянское название Арарата.

С древнейших времен сохранились и песни о горе Сим, располо­женной на территории турецкой Армении; она названа по имени Сима, сына Ноева. Армянское церковное предание повествует о том, что низибинский епископ Иаков восшел на Арарат и доставил оттуда обломок от ковчега Ноева, который и по сей день хранится в драгоценном ларце в Эчмиадзинском монастыре.

Наконец само название города Еревана, по преданию, восходит к армянскому слову «еревал», или «еревангал», что означает «появ­ляться», «показаться»; по-древнееврейски «он покажется», «он явит­ся» — <йераэ> — звучит сходно. Это место увидел Ной с Арарата, когда впервые показалась суша после потопа. «Она показалась», «она явилась!» — воскликнул Ной, и здесь позже был основан город.

Обратимся теперь к преданиям и памятникам самого Междуречья. В этом районе найдены клинописные записи, свидетельствующие о потопе. Очень интересна сама история открытия этих документов. Особенно   прославился   во   время   раскопок   70-х   годов   XIX   века Джордж Смит — один из первооткрывателей духовного наследия ассиро-вавилонской цивилизации. Он был гравером, и ему выпала удача заниматься клинописными табличками, привезенными археоло­гами из района древней Ниневии. Рассматривая их, Джордж Смит изучил ассиро-вавилонскую письменность и аккадский язык. Однажды ему в руки попались таблички, на которых он с величай­шим удивлением прочитал начало повествования о потопе, в главных своих чертах соответствующее библейскому. Тексты относились к VIII в. до н. э. и происходили из ниневийской библиотеки царя Ашурбанапала. Смит был так потрясен, что отправился в экспедицию в Ниневию, выпросив у одной английской газеты на это деньги; и там, среди кучи мусора и щебня, обнаружил недостающие таблички. Конечно, тут проявилась рука Провидения, потому что найти недостающие части табличек в огромном скоплении мусора просто невероятно. Позже, уже в 20-е годы нашего века, Леонардом Вулли, великим английским археологом, были раскопаны шумерские города, и в них были найдены еще более древние, восходящие к концу четвертого — началу третьего тысячелетия до новой эры, версии предания о потопе. Самая известная версия входит в знаменитый «Эпос о Гильгамеше». Она повествует о том, как Утнапишти (имя героя в вавилонском предании), или Зиусудра (его шумерское имя), спасся от всемирного потопа. Имя «Утнапишти» означает «нашедший дыхание», «удержавший душу», т. е. «сохранивший жизнь», а Зиусудра — «нашедший долгую жизнь», «достигший полноты дней». Оба имени описательные; так вполне могли потомки называть чело­века, спасшегося от потопа. Имена эти вполне могут быть отнесены к Ною как «сохранившему жизнь» и продлившему ее после катастрофы. Заметим, что и большая часть обстоятельств потопа, и сама география района, описанного в вавилонском предании, совпа­дают с данными Библии.

Вавилонский эпос, восходящий к шумерским источникам рубежа четвертого-третьего тысячелетий до новой эры, сохраняет и такую важную черту предания, как построение ковчега по совету бога Эа, предупредившего героя о потопе. Описание ковчега и другие детали очень напоминают историю Ноя. Рассказ приводится от лица самого Зиусудры, или Утнапишти (здесь и далее перевод Н. Гумилева):

 

...На пятый день чертежи закончил: // В сто двадцать локтей должны быть стены, // И крыши объем тоже в сто двадцать, // Я очертанья наметил, нарисовал их после; // Я шесть раз покрыл обшивкой судно, // Я на семь частей разделил его крышу, // Его внутренность разделил на девять, // В середине его поставил распоры, // Я руль устроил и все, что нужно, // Шесть мер смолы на дно я вылил...Ковчег, как и в истории Ноя, просмолен, в нем сделаны разные отделения.

 

Далее следует описание самого потопа:

 

...Из глуби небес поднялась черная туча, // Адад рычал в ней, Набу и Царь вперед выступали; // Вест­ники, шли они через гору и поле. // Нергал опрокинул мачту. // ...Все, что было блестящим, превращается в сумрак. // Брат не видит более брата, люди в небе друг друга узнать не могут, // Боги боятся потопа, // Они убегают, они поднимаются на небо Ану, // Там садятся, как псы, ложатся на стены.

 

Конечно, велика разница между Богом Библии, единым, вечным и всесильным, и языческими богами Шумера и Аккада, упомянутыми в «Эпосе о Гильгамеше», которые сами «убегают от потопа»... А вот описание того, как заканчивается потоп:

 

Море утишилось, ветер улегся, потоп прекратился. // Я на море взглянул: голос не слышен, // Все человечест­во стало грязью, // Выше кровель легло болото! // Я окно открыл, день осветил мне щеку, // Я безумствовал, я сидел и плакал, // По щеке моей струились слезы. // ...К горе Низир приближается судно. // ...Я взял голубку, пустил наружу, // Улетела голубка и возвратилась... // ...Я жертву поставил на горной вершине. // ...Боги по­чуяли добрый запах...

 

Как мы видим, совпадения с библейским повествованием порази­тельные. Праведный Зиусудра, или Утнапишти, удостаивается от богов вечной жизни на «далеком острове Дильмун». Это может быть воспоминанием о вечной жизни, которой сподобился в райских селе­ниях праведный Ной.

Интереснейшие события связаны с дальнейшим изучением истории потопа. Леонард Вулли, раскопав в 20-е годы нашего века город Ур в Междуречье, прародину патриарха Авраама, продолжал свои раскопки на юге Ирака. И вот однажды, копая на большой глубине, Вулли обнаружил, что под «культурным слоем», т. е. слоем почвы со следами человеческой культуры, находится почти трехметровый, а в некоторых местах еще более глубокий, слой морских отложений, и никаких следов человека в нем нет. Вулли приказал арабам, своим рабочим, копать дальше, и обнаружилось, что под этим слоем распо­ложен еще один, более древний, «культурный слой», принадлежащий уже совсем другой цивилизации. Изумленный Вулли спросил у своей жены, что она думает по этому поводу, и женщина, воспитанная на Библии, сразу сказала: «Никакого сомнения нет — здесь был потоп!»

Дальнейшие раскопки в Междуречье обнаружили такие же двух-, трех- и более метровые слои морских отложений, разделяющие культурные слои несхожих между собой цивилизаций, еще в несколь­ких городах: в Шуруппаке, откуда, по преданию, происходил сам Зиусудра-Утнапишти; в Кише, одном из древнейших городов Шумера; и наконец в столице великой Ассирии — Ниневии. Таким образом, было доказано, что потоп положил конец древнейшей цивилизации в Междуречье, и после него началась совсем другая эпоха, когда «второе человечество» создало новую культуру. Списки шумерских царей, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют, что династии разделялись на «допотопные» и «послепотопные». После потопа, как сказано в этих источниках, «Мэ», т. е. царская власть, дарованная свыше, «снова снизошло с неба». Это может быть указанием на то благословение, которое получили от Бога Ной и его дети.

Другие народы Земли тоже сохранили повествования о потопе, в том числе такие народы, которые не знакомы ни с библейской тради­цией, ни даже с Кораном. Например, о потопе свидетельствует древ­нейшая традиция Индии, запечатленная в Ведах и Упанишадах. Сохранились и знаменитые «Законы Ману», человека-предка, пережившего потоп, написанные на санскрите. Эти законы во многом совпадают с «законами сынов Ноевых», о которых мы будем говорить на следующей лекции. Интересно, что имя «Ману» может быть понято и как производное от древнееврейского слова, означающего «покой» — <маноах>, и в этом случае оно просто является другой формой имени Ной —  <Ноах>, с тем же значением. Вполне возможно, таким образом, что в индийском предании сохранилось воспоминание о первоначальном имени Ноя.

У нас нет возможности даже бегло обозреть предания о потопе разных народов мира. Перечислим только разделы, посвященные этой теме в книге великого этнографа и фольклориста Дж. Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете»:

 

Вавилонское сказание о великом потопе.

Еврейское сказание о великом потопе.

Древнегреческие сказания о великом потопе.

Древнеиндийское сказание о великом потопе.

Современные индийские сказания о великом потопе.

Сказания о великом потопе в Восточной Азии.

Сказания о великом потопе на островах Малайского архипелага.

Сказания о великом потопе в Австралии (жители которой, заметим, были на протяжении целых исторических эпох оторваны от остального человечества. — Д.Щ.).

Сказания о великом потопе в Новой Гвинее и Меланезии.

Сказания о великом потопе в Полинезии и Микронезии.

Сказания о великом потопе в Южной Америке.

Сказания о великом потопе в Центральной Америке и Мексике.Сказания о великом потопе в Северной Америке. Сказания о великом потопе в Африке.

 

Все эти сказания, согласно выводам этнографов, «коренные», т. е. восходят к основному своду преданий и мифов каждой данной мест­ности, каждого данного племени и народа, и не являются заимство­ванными извне. Очевидно, что потомки Ноя, т. е. все народы Земли, в той или иной версии, в том или ином изводе, сохранили предания об этом величайшем бедствии.

Еще одно свидетельство общего происхождения всех народов от Ноя — семидневная неделя, принятая большинством народов. Трудно представить себе, как бы она могла быть изобретена каждым из них самостоятельно. Очевидно, воспоминания о Шести Днях творения и о Субботе, как и воспоминания о потопе, — это восходящее к Ною достояние всего человечества.

Ной и всемирный потоп вспоминаются и в других книгах Библии (Пс. 28, 10; Ис. 54, 9; Иез. 14, 14-20; Матф. 24, 37-39; Лук. 17, 26-27 и др.). Апостол Петр упоминает о всемирном потопе как о предостережении человечеству на будущее (II Петр. 2, 4-11):

 

...Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою... (II Петр. 3, 5)

 

(О воде как символе первовещества мы уже говорили во второй лекции.)

 

...Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегают­ся огню на день суда и погибели нечестивых человеков. (II Петр. 3, 6-7)

 

Итак, если человечество не образумится и будет умножать на земле нечестие, то наступит потоп огненный. Эти слова апостола можно понять как пророческое предвидение ядерной угрозы, ставшей реаль­ностью в наши дни.

 

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (II Петр. 3, 8-9)

 

Следовательно, если человечество придет к покаянию и обратится к добру, то огненная гибель отменится, точно так же, как, если бы покаялись современники Ноя, то не было бы и всемирного потопа.

 

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (II Петр. 3, 10)

 

В этих немногих словах, действительно, заключена идея ядерного взрыва: под «небесами» можно понимать земную атмосферу — «видимое небо», а словом «стихия» переведено греческое στοιχειον <стойхейон>, что означает «простейшая часть», «основание», «элемент» вещества, то есть — элементарная частица или атом. Атомная реакция — это и есть «разрушение» атома, который перед этим «разгорелся», а в результате взрывов «земля и все дела на ней» действительно могут сгореть.

Итак, потоп не повторится, но существует опасность нового, «огненного» потопа, нового гнева Божьего на человечество.

С другой стороны, потоп упоминается в Библии и в связи с великим обетованием Божьим «не наводить более потопа»: Бог обращается к народу Своему и обещает ему вечное благословение. Но оно относится к будущим, мессианским временам, к Царству Божьему на земле:

 

На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.

В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.

Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.

Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милую­щий тебя Господь. (Ис. 54, 7-10)

 

Эти слова приведены именно в связи со всемирным потопом — сдвинулись горы, поколебались холмы, затоплено было все... Но благоволение Бога к человечеству в лице Ноя, нового Адама, не поколебалось, и милость не отступила от него и его потомства. Мы, все народы, ныне населяющие Землю, относимся к сынам Ноевым. Нет на Земле ни одного человека, который не был бы потомком сыновей Ноя — Сима, Хама или Иафета. И поэтому завет Бога с Ноем имеет для всех нас особое, непреходящее значение.
ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЁД