Сегодня мы будем говорить о величайшей катастрофе в истории древнего человечества — о всемирном потопе. Открыв Книгу Бытия,читаем:
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Быт. 6, 9)
Слово «праведный» — <цадик> — происходит от глагола <цадак>, означающего «быть справедливым», «оправдывать». «Цадик» означает не только «праведный», но и «оправдывающий», «способствующий оправданию» других, ибо следование воле Создателя делает праведника близким к Нему, как бы «приближённым Царя», и дает ему возможность ходатайствовать в молитве за согрешивших. Это человек, сверяющийся во всех своих делах, мыслях и словах с праведностью Божьей, не отступающий от правды ни на шаг. Единственный человек, оставшийся перед наступлением великого бедствия праведным, — это Ной. Исходя из сроков, относящихся к библейским патриархам до Ноя, можно рассчитать, что Мафусал, или Мафусаил — по-древнееврейски <Метушелах> — умер как раз в год потопа. Его имя происходит от слов <мот> — «смерть» и <шелах> — «меч» или <шалах> — «отсылать». По преданию, его молитва имела силу отгонять, «отсылать» смерть, с которой он сражался как бы духовным мечом, спасая людей. Этот великий праведник прожил дольше всех смертных, откуда и происходит выражение «мафусаилов век». Его молитва за погибающее человечество, соединяясь с молитвой Ноя, отдаляла потоп, который поэтому начался лишь после смерти Мафусаила.
Итак, в развращенном, утратившем всякое Богообщение и духовное единство людей, поколении было два праведника: Ной и Мафусаил. Мафусаил умер в 600-й год жизни Ноя, когда начался потоп; и мы читаем, что, повелевая Ною войти в ковчег, Бог говорит: «Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю» (Быт. 7, 4). Семь дней обычно длится, по Библии, траур по умершим (Иов. 2, 13; I Цар. 31, 13). По преданию, когда умер Мафусаил и остался на земле только один праведник — Ной, он уже не мог заступаться пред Господом за человечество. Ной вошел в ковчег, там он провел семь дней в трауре по Мафусаилу, а на восьмой день потоп пришел на землю.
Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Бог на землю, — и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6, 10-12)
Надо сказать, что у каждой души на земле есть свое предназначение, своя миссия. И наш видимый, земной мир существует только для того, чтобы души следовали, каждая своим духовным путем, к совершенству, осуществляя свое предназначение. Поэтому, когда «извратила путь свой всякая плоть», то обессмыслилось само существование земного мира и явилась необходимость в его полном обновлении. С точки зрения законов духовных, высших, всякий мир существует только как школа, предназначенная для вполне определенного обучения душ, в нем воплощающихся. Когда души сбиваются с пути, — тогда и происходят катастрофы. Так осуществляется слово, сказанное Богом еще Адаму после его грехопадения:
...Проклята земля за тебя... (Быт. 3, 17)
Человек, таким образом, вносит в мир или проклятие, или благословение своими мыслями, словами и делами.
И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. (Быт. 6, 13)
И далее следует описание ковчега, в котором спасся Ной:
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Быт. 6, 14)
Ковчег имел очень много отделений: в него должно было войти множество живых существ.
И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. (Быт. 6, 15)
Древневосточный «локоть» — это мера длины, равная примерно 45 сантиметрам.
И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. (Быт. 6, 16)
По преданию, в нижнем жилье жили пресмыкающиеся, над ними — человек и высшие животные, а на самом верху — птицы...
И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. (Быт. 6, 17-18)
Бог заключает с человечеством в лице Ноя Второй завет. Ной должен стать как бы новым Адамом: он обновит землю, и от него произойдет, по замыслу Создателя, более праведное поколение, «праведная отрасль» человечества; и во всяком случае среди потомков Ноя уже не переведутся праведники.
Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. (Быт. 6, 19)
Далее идут предписания о том, чтобы Ной запасся кормом для всех животных и пищей для людей. Некоторые находят противоречие в том, что здесь сказано «от всякой плоти по паре», а далее говорится:
...И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского... (Быт. 7, 2)
Обратим внимание на то, что уже в те времена существовало разделение животных на «чистых» и «нечистых», т. е. годных для жертвоприношения Богу и не годных. После потопа, когда человеку было разрешено вкушать животную пищу, разделение на чистых и нечистых животных стало определять и годность употребления их в пищу. Почему же в одном случае сказано «по паре», а в другом «по семи пар»? Некоторые библейские критики сделали из этого и других подобных сравнений далеко идущие выводы, утверждая, что мы имеем дело с компиляцией двух рассказов: якобы один принадлежит выходцу из Северного, Израильского, царства, другой — из Южного, Иудейского. Но непредвзятому читателю ясно, что все описание всемирного потопа едино, имеет стройный сюжет, последовательную композицию. Понятно также, что «по паре» ( <шнайим> — «по двое») означает «мужского и женского пола», что необходимо для продления жизни вида. Дальше же идет количественное предписание: по семи пар чистых животных и по одной паре нечистых. Духовный смысл этих слов также достаточно прозрачен: добро для своего распространения нуждается в семикратно больших усилиях, нежели зло.
О завершении строительства ковчега сказано так:
И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал. (Быт. 6, 22)
Это ясное свидетельство праведности Ноя, это главнейший признак праведного: он делает все ровно так, как повелел Господь. В Законе Божьем сказано, что к заповеди нельзя ничего прибавлять и от нее нельзя ничего убавлять (Втор. 4, 2). На примере Ноя мы можем прекрасно представить себе, что это значит. Ведь если бы Ной сделал что-либо в ковчеге по-другому, чем предписал ему Господь, разные животные могли бы напасть друг на друга, не будучи разведены по «отделениям»; ковчег не выдержал бы напора воды, имей он другие размеры и т. п. Малейшее отступление от Божественных предписаний грозило гибелью последним людям и животным, спасающимся от потопа. Но праведный Ной ни в чем не отступил от предписанного ему свыше.
И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем...
...Ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. (Быт. 7, 1-4)
Библейские критики указывают на «противоречие»: в одном месте говорится о 40-дневном дожде, а в другом — о 150-дневном (ср. Быт. 7, 4 и 17 с Быт. 7, 24 и 8, 3). Но если мы внимательно вчитаемся в библейский текст, то увидим, что наводнение длилось ровно 150 дней, из которых в первые 40 дней воды умножались, а в остальные 110 дней оставались на лице земли, не убывая.
Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. (Быт. 7, 10)
В Книге Исайи содержится такое объяснение смерти праведного:
Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. (Ис. 57, 1)
Итак, праведник забирается перед бедствием; часто праведник умирает, дабы не видеть страшной катастрофы; и вот, как раз смерть Мафусаила и семидневный траур по нему стали прелюдией потопа.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. (Быт. 7, 11-13)
В семье Ноя сохранялась моногамия: три сына и три жены, в то время как полигамия распространилась очень широко, что мы видели на примере Ламеха, потомка Каина. Итак, «во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники...» Какой же «второй месяц» имеется в виду, какой календарь был в ходу в эпоху Ноя? Мы знаем, что со времени Моисея библейский отсчет месяцев начинался с весны. В Книге Исход, в 12-й главе, с начала главы говорится о том, что Бог повелевает Моисею считать месяцы с весеннего месяца Авива: «Авив» означает «колос», это «месяц колосьев», когда созревает ячмень, и соответствует он примерно апрелю. Позже он был назван вавилонским словом «Нисан». Однако, по преданию, до Моисея год начинался с первого осеннего месяца, носившего название «Этаним» (III Цар. 8, 2), что означает «сильные», так как в этом месяце родились главные патриархи. После вавилонского пленения месяц был назван вавилонским словом «Тишри». Следовательно, потоп начался во втором осеннем месяце, после того, как осенний урожай был собран и, казалось бы, людей ожидало изобилие и спокойствие.
Много веков спустя Иисус Христос, предупреждая людей о грядущих бедствиях, говорил так:
...Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого... (Матф. 24, 37-39)
По своей внезапности второе пришествие Иисуса уподобится неожиданно наступившему потопу... Когда же окончился потоп, начавшийся в 17-й день второго месяца?
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. (Быт. 8, 4)
С 17-го дня второго месяца по 17-й день седьмого прошло ровно пять месяцев. Страшнейшая катастрофа, разбушевавшаяся стихия, сметая все с лица земли, уничтожая города, вырывая деревья, поглощая все живое, вдруг, в назначенный день, через пять месяцев ровно, утихает. Удивительные слова о таком повиновении стихий Создателю мы находим в Псалмах Давидовых:
Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его... (Пс. 148, 7-8)
«Бурный ветер» — по-древнееврейски <сэара>, «разрушительный ветер», «вихрь». И, оказывается, этот бурный ветер исполняет слово Божье! Он не может вырвать ни одного дерева, обрушить ни одного строения, кроме разрешенных ему Господом. Это же относится и к водам потопа.
Однако в Библии прослежены и духовные корни всемирного потопа, а не только его физическое воздействие. Духовная причина потопа — великое развращение человечества на земле и гнев Божий. Физическая причина, причина как бы второго порядка, такова:
...Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились... (Быт. 7, 11)
А это значит, что воды изливались на землю в виде ливней, с одной стороны, и заливали ее, выходя из океанских «бездн великих», — с другой. Словом «бездна» здесь переведено то же слово <тегом>, что и в Быт. 1, 2. Современные исследователи даже называют комету, которая вызвала потоп, указывают ее номер, название и место, где она сейчас находится; есть и другие версии физических причин потопа. Во всяком случае, вся территория, на которой расселилось древнейшее человечество, была захлестнута водами. Представим себе, где расположено междуречье Тигра и Ефрата (это место часто называется перешейком Восточного полушария): очень близко находятся с одной стороны — Средиземное море, с другой — Индийский океан; с севера расположены Черное и Каспийское моря; и наконец сами реки Тигр и Ефрат, очень бурные во время разливов, — довершают картину: от вод, хлынувших на древнейшее человечество со всех сторон, сверху и снизу, спастись было негде.
И вот, по библейским данным, в 1656-м году от Адама на землю пришел потоп:
И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею... (Быт. 7, 17)
В духовном смысле это описание глубоко символично: вся земля залита водою — нечестием, неверием, злом, и только ковчег Ноя, который «возвысился над землею», спасается. Недаром в более поздние времена ковчег стал символом Церкви: в Церковь входят покорные, Церковь и все находящиеся в ней спасаются от вечной погибели, она «возвышена над землей», залитой нечестием; и Ной, пророк Божий, впоследствии рассматривался как прообраз Мессии — верного пастыря, руководителя спасаемых (см. II Петр. 3, 20-21).
...Вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.
<...>
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди... (Быт. 7, 18-21)
Какое необычное перечисление! Обыкновенно в Библии человек называется раньше других существ — он ведь венец творения. Здесь же человек назван в последнюю очередь: «...Лишилась жизни всякая плоть... птицы и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди». Это указывает на то, что человек был истреблен потопом именно потому, что нравственно пал и оказался ниже не только животных, но и пресмыкающихся. И действительно, при взгляде, скажем, на духовное состояние эсэсовцев, истребляющих мирное население, очевидно, что любая змея, ящерица, тарантул находятся на более высоком духовном уровне, И вот представьте себе, что из таких людей сплошь состояло все поколение времен Ноя, и помыслите, справедлив ли суд Божий, истребивший это поколение?
...Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли,.. (Быт, 7, 22-23)
Выражение «от человека до скота» вновь подчеркивает эту деградацию людей, проделавших как бы «обратный» духовный путь — от состояния человеческого до состояния скотского, ибо в них полностью возобладало животное начало.
...Остался только Ной, и что было с ним в ковчеге.
Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. (Быт. 7, 23-24)
Но вот вода, начав убывать, обнажила вершину самой высокой горы этого региона, находящейся на нынешней территории Турецкой Армении, — горы Арарат. И Ной, желая узнать, показалась ли суша, сначала выпустил ворона, который не нашел суши и вернулся; а потом голубя, который лишь во второй раз принес оливковую (т. е. масличную) ветвь в клюве. По преданию, он принес ее, долетев до Святой земли, в знак того, что отсюда начнется в будущем спасение человечества. И с тех пор голубь с оливковой ветвью — это не только символ мира, но и вестник единения всех людей — потомков Ноя — в поклонении Единому Богу, вестник примирения человечества с Богом. В библейской символике голубь — это Дух Святой, а помазание священным елеем, добываемым из плодов маслины, указывает на духовные дары. Именно в Духе осуществляется примирение людей с Богом и друг с другом (ср. Матф. 3, 16; I Иоан. 2, 27; II Кор. 1, 21-22).
Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
<... >
Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. (Быт. 8, 11-13)
Всемирный потоп окончился ровно к библейскому Новому году: к 601-му году жизни Ноя, к первому дню первого месяца. Мы уже говорили, что в те времена счет месяцев велся с осени. Таким образом, еще до Моисея, и даже до Авраама, отмечались великие праздники Господни: гораздо позже этот первый день первого месяца стал считаться первым днем седьмого месяца, ибо Новый год был перенесен на весну (Исх. 12, 2 и 23, 15). Этот день, в который «иссякла вода на земле», в Законе Божьем назван «праздником труб» (Лев. 23, 23-25). Вернемся, в связи с этим, к стиху 8, 4: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Ковчег, символизирующий будущую Церковь — оплот спасаемых, утверждается на каменной горе — прообразе того камня, той незыблемой скалы, того фундамента неколебимого, которым стало учение Христа (Матф. 7, 24-25; I Петр. 2, 4-6). Но почему же это происходит именно в 17-й день седьмого месяца? По древнейшему счету, седьмой месяц с осени — это первый весенний месяц (Нисан). Распятый перед наступлением Пасхи, т. е. 14 Нисана, Иисус Христос ожил через три дня, т. е. в точности 17 Нисана (Матф. 12, 40; Иоан. 19, 14; Лук. 24, 46). Именно в этот день и был положен «краеугольный камень» для построения Церкви Нового завета. ...Продолжим беседу об окончании потопа:
И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
И сказал Бог Ною:
Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою... (Быт. 8, 14-16)
И были выведены все животные:
...Пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. (Быт. 8, 17)
Спасение Ноя, его семьи и животных, как мы видели, связано с особыми днями — «священными временами», праздниками Господними. Итак, есть особые дни, в которые происходят великие чудеса и великие откровения Божьи; и эти дни, эти непреходящие Божественные праздники — одни и те же с древнейших времен и до наших дней.
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его... (Быт. 8, 20-21)
Человек еще очень юн на земле; человечество юно, оно еще не приобрело истинной мудрости; именно поэтому «помышление сердца человеческого — зло»; человек не утвердился в Законе Божьем, не стал «мужем мудрым»; он все еще буйствует как невоспитанный, необузданный, не знающий цели и смысла жизни отрок....
И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. (Быт. 8, 21-22)
Интересна связь слов: «Обонял Господь приятное благоухание...», и: «...Сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю...» Принесение в жертву животного есть знак полной покорности, смирения человека пред Богом. Животное умерщвляется — и это означает «умерщвление» животного начала, до этого властвовавшего в человеке, обуздание его началом духовным, поставление его на служение Богу. О жертве в одном из псалмов говорится так:
Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс. 50, 19)
Сокрушённый дух — вот жертва Богу. Эти слова как нельзя более подходят к Ною: представьте себе внутреннее состояние его — пережившего потоп, увидевшего истребление всего человечества. Ной больше года провел в ковчеге, подвергаясь смертельной опасности, и все же оставался тверд в своей вере. Он полностью уповал на Бога, ибо никакой другой помощи, никакой другой надежды у него не было. Состояние Ноя — это состояние неколебимого в своей вере праведника. Но в то же время Ной — человек сострадательный. Ведь праведник — это тот, кто жалеет людей, молится за них, умоляет пощадить их; и видеть ему, как возмездие постигает людей, пусть даже и нечестивцев, вполне его заслуживших, все равно очень тяжело. И вот это борение, это сосуществование в душе Ноя умиления пред Богом, спасшим ему жизнь, и сочувствия, жалости ко всем погибшим, «сокрушают» его дух в момент жертвоприношения. Жертвой Ной воздает Богу хвалу за спасение:
Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. (Пс. 115, 8)
Жертва не принимается, если человек не возносит при этом хвалы Богу, не торжествует, не испытывает чувства экстатической радости. Впоследствии жертвоприношения животных были заменены молитвами, по пророчеству Осии: «Мы принесем жертву уст наших» (Ос. 14, 3). Но для людей древних нужно было именно жертвоприношение животных как наглядный образ покаяния и искупления.
Еще одно место, говорящее о жертве в Псалмах:
Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. (Пс. 140, 1-2)
Итак, фимиам, т. е. воскурение ладана и других благовоний, означает молитву человека, благоухание души, восходящей к Богу; а по-древнееврейски «благоухание» — <рейах> — того же корня, что и <pyax> — «дух», «ветер». Подобно тому, как ветер возносит к небу благоухание жертвенных воскурений, поднимается, восходит дух Ноя к Богу в молитвенном экстазе. Вот это восхождение духа Ноева к Богу во время жертвоприношения и «обонял» Господь — оно стало «приятным благоуханием»; Господь как бы вдохнул аромат восходящего к Нему во время молитвы праведного помысла, чувствования Ноя, — и произошло соединение духа Ноева с Духом Господним (I Кор. 6, 17). И после того как дух праведника ходатайствовал о будущем потомстве своем, Господь дал обетование, что больше всемирного потопа не будет. Именно после этого и был заключен Богом Второй завет с человечеством, соответствующий Второму Дню творения. Мы помним, что во Второй День были разделены «верхние» и «нижние» воды. Так и разделение людей на праведных (семейство Ноя) и нечестивых (остальное человечество) оказывается связано с водами потопа, которые предшествуют заключению Второго завета.
Зададим, однако, несколько необычный вопрос: что же произошло с душами тех, кто погиб при потопе? Спаслись ли души этих людей? И на такой вопрос есть ответ в Библии. Согласно Закону Божьему, есть такие грехи, которые прощаются человеку сразу, когда он кается в них; есть грехи, которые частично отпускаются при покаянии, окончательно же искупаются в День Очищения (Йом-Киппур — Лев. 16, 29-31 и 23, 27-28); есть грехи, которые лишь отчасти прощаются при покаянии и в День Очищения, но для полного их прощения человек должен перенести различные мучения, болезни, скорби; и наконец есть грехи, которые частично отпускаются при покаянии, как бы «порциями» изглаживаются в День Очищения и при перенесении страданий, но полное искупление настает только в день смерти, и, таким образом, душа вступает в мир иной очищенной от грехов. Но все эти пути искупления существуют только для покаявшихся; для тех же, кто не покаялся и закоснел в своем нечестии, как бы не предусмотрено совсем искупления и прощения, и таковые тяжко страдают после смерти. Но есть ли хоть какая-то возможность избавления и для этих душ? Ведь мы знаем, что допотопное человечество главным образом из таких людей и состояло.
В Первом Послании Петра сказано, что Христос, пострадав на Голгофе, совершил вслед за тем великое и удивительное дело:
...Христос... однажды пострадал за грехи наши... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
Которым он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега... (I Петр. 3, 18-20)
Множество душ, не вразумившихся 120-летней проповедью Ноя, оказывается, находилось в «темнице духов» — в некоем духовном пространстве, где эти души мучились (греческое слово φυλακή <фюлакэ> — «темница» — буквально означает «место стражи»). И вот Христос, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом», т. е. в период времени от смерти до воскресения, сошел в духовном образе в эту «темницу духов» (в христианском искусстве икона, изображающая это событие, называется «Сошествие во ад») и проповедал покаяние этим грешникам. Итак, хотя их души пробыли в «темнице» тысячи лет — от потопа до Христа, искупая свои нераскаянные грехи, — но все же явление Христа положило конец и их мучениям...
История человечества имеет свои законы; и именно для того, чтобы течение ее вошло в нужное русло, произошло страшное и великое очищение, которое мы называем всемирным потопом.
Предания о потопе остались в памяти большинства народов мира. Упомянем предания народов, ближайших к Междуречью, например, легенды армянского народа, восходящего к жителям библейской страны Урарту, название которой идентично названию горы Арарат (Ис. 37, 38; Иер. 51, 27). Существует много армянских преданий о Ное и потопе, дошедших до нас с языческих времен, т. е. Не почерпнутых из Библии. Например, имя города Нахичеван (Нахичевань) по-армянски означает «пристанище Ноя». По армянскому преданию, Ной, выйдя из ковчега на горе Араратской, именно в Нахичевани основал первое поселение. В письменных источниках сохранилась древнейшая песня о горе Сипан (находится недалеко от Арарата). Сначала, будто бы, ковчег Ноя причалил к ней, и тогда Ной сказал:
Сипан, прими меня! Сипан, прими меня! Сипан же отвечал:
Иди на Масис, иди на Масис, что выше меня!
Масис — это армянское название Арарата.
С древнейших времен сохранились и песни о горе Сим, расположенной на территории турецкой Армении; она названа по имени Сима, сына Ноева. Армянское церковное предание повествует о том, что низибинский епископ Иаков восшел на Арарат и доставил оттуда обломок от ковчега Ноева, который и по сей день хранится в драгоценном ларце в Эчмиадзинском монастыре.
Наконец само название города Еревана, по преданию, восходит к армянскому слову «еревал», или «еревангал», что означает «появляться», «показаться»; по-древнееврейски «он покажется», «он явится» — <йераэ> — звучит сходно. Это место увидел Ной с Арарата, когда впервые показалась суша после потопа. «Она показалась», «она явилась!» — воскликнул Ной, и здесь позже был основан город.
Обратимся теперь к преданиям и памятникам самого Междуречья. В этом районе найдены клинописные записи, свидетельствующие о потопе. Очень интересна сама история открытия этих документов. Особенно прославился во время раскопок 70-х годов XIX века Джордж Смит — один из первооткрывателей духовного наследия ассиро-вавилонской цивилизации. Он был гравером, и ему выпала удача заниматься клинописными табличками, привезенными археологами из района древней Ниневии. Рассматривая их, Джордж Смит изучил ассиро-вавилонскую письменность и аккадский язык. Однажды ему в руки попались таблички, на которых он с величайшим удивлением прочитал начало повествования о потопе, в главных своих чертах соответствующее библейскому. Тексты относились к VIII в. до н. э. и происходили из ниневийской библиотеки царя Ашурбанапала. Смит был так потрясен, что отправился в экспедицию в Ниневию, выпросив у одной английской газеты на это деньги; и там, среди кучи мусора и щебня, обнаружил недостающие таблички. Конечно, тут проявилась рука Провидения, потому что найти недостающие части табличек в огромном скоплении мусора просто невероятно. Позже, уже в 20-е годы нашего века, Леонардом Вулли, великим английским археологом, были раскопаны шумерские города, и в них были найдены еще более древние, восходящие к концу четвертого — началу третьего тысячелетия до новой эры, версии предания о потопе. Самая известная версия входит в знаменитый «Эпос о Гильгамеше». Она повествует о том, как Утнапишти (имя героя в вавилонском предании), или Зиусудра (его шумерское имя), спасся от всемирного потопа. Имя «Утнапишти» означает «нашедший дыхание», «удержавший душу», т. е. «сохранивший жизнь», а Зиусудра — «нашедший долгую жизнь», «достигший полноты дней». Оба имени описательные; так вполне могли потомки называть человека, спасшегося от потопа. Имена эти вполне могут быть отнесены к Ною как «сохранившему жизнь» и продлившему ее после катастрофы. Заметим, что и большая часть обстоятельств потопа, и сама география района, описанного в вавилонском предании, совпадают с данными Библии.
Вавилонский эпос, восходящий к шумерским источникам рубежа четвертого-третьего тысячелетий до новой эры, сохраняет и такую важную черту предания, как построение ковчега по совету бога Эа, предупредившего героя о потопе. Описание ковчега и другие детали очень напоминают историю Ноя. Рассказ приводится от лица самого Зиусудры, или Утнапишти (здесь и далее перевод Н. Гумилева):
...На пятый день чертежи закончил: // В сто двадцать локтей должны быть стены, // И крыши объем тоже в сто двадцать, // Я очертанья наметил, нарисовал их после; // Я шесть раз покрыл обшивкой судно, // Я на семь частей разделил его крышу, // Его внутренность разделил на девять, // В середине его поставил распоры, // Я руль устроил и все, что нужно, // Шесть мер смолы на дно я вылил...Ковчег, как и в истории Ноя, просмолен, в нем сделаны разные отделения.
Далее следует описание самого потопа:
...Из глуби небес поднялась черная туча, // Адад рычал в ней, Набу и Царь вперед выступали; // Вестники, шли они через гору и поле. // Нергал опрокинул мачту. // ...Все, что было блестящим, превращается в сумрак. // Брат не видит более брата, люди в небе друг друга узнать не могут, // Боги боятся потопа, // Они убегают, они поднимаются на небо Ану, // Там садятся, как псы, ложатся на стены.
Конечно, велика разница между Богом Библии, единым, вечным и всесильным, и языческими богами Шумера и Аккада, упомянутыми в «Эпосе о Гильгамеше», которые сами «убегают от потопа»... А вот описание того, как заканчивается потоп:
Море утишилось, ветер улегся, потоп прекратился. // Я на море взглянул: голос не слышен, // Все человечество стало грязью, // Выше кровель легло болото! // Я окно открыл, день осветил мне щеку, // Я безумствовал, я сидел и плакал, // По щеке моей струились слезы. // ...К горе Низир приближается судно. // ...Я взял голубку, пустил наружу, // Улетела голубка и возвратилась... // ...Я жертву поставил на горной вершине. // ...Боги почуяли добрый запах...
Как мы видим, совпадения с библейским повествованием поразительные. Праведный Зиусудра, или Утнапишти, удостаивается от богов вечной жизни на «далеком острове Дильмун». Это может быть воспоминанием о вечной жизни, которой сподобился в райских селениях праведный Ной.
Интереснейшие события связаны с дальнейшим изучением истории потопа. Леонард Вулли, раскопав в 20-е годы нашего века город Ур в Междуречье, прародину патриарха Авраама, продолжал свои раскопки на юге Ирака. И вот однажды, копая на большой глубине, Вулли обнаружил, что под «культурным слоем», т. е. слоем почвы со следами человеческой культуры, находится почти трехметровый, а в некоторых местах еще более глубокий, слой морских отложений, и никаких следов человека в нем нет. Вулли приказал арабам, своим рабочим, копать дальше, и обнаружилось, что под этим слоем расположен еще один, более древний, «культурный слой», принадлежащий уже совсем другой цивилизации. Изумленный Вулли спросил у своей жены, что она думает по этому поводу, и женщина, воспитанная на Библии, сразу сказала: «Никакого сомнения нет — здесь был потоп!»
Дальнейшие раскопки в Междуречье обнаружили такие же двух-, трех- и более метровые слои морских отложений, разделяющие культурные слои несхожих между собой цивилизаций, еще в нескольких городах: в Шуруппаке, откуда, по преданию, происходил сам Зиусудра-Утнапишти; в Кише, одном из древнейших городов Шумера; и наконец в столице великой Ассирии — Ниневии. Таким образом, было доказано, что потоп положил конец древнейшей цивилизации в Междуречье, и после него началась совсем другая эпоха, когда «второе человечество» создало новую культуру. Списки шумерских царей, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют, что династии разделялись на «допотопные» и «послепотопные». После потопа, как сказано в этих источниках, «Мэ», т. е. царская власть, дарованная свыше, «снова снизошло с неба». Это может быть указанием на то благословение, которое получили от Бога Ной и его дети.
Другие народы Земли тоже сохранили повествования о потопе, в том числе такие народы, которые не знакомы ни с библейской традицией, ни даже с Кораном. Например, о потопе свидетельствует древнейшая традиция Индии, запечатленная в Ведах и Упанишадах. Сохранились и знаменитые «Законы Ману», человека-предка, пережившего потоп, написанные на санскрите. Эти законы во многом совпадают с «законами сынов Ноевых», о которых мы будем говорить на следующей лекции. Интересно, что имя «Ману» может быть понято и как производное от древнееврейского слова, означающего «покой» — <маноах>, и в этом случае оно просто является другой формой имени Ной — <Ноах>, с тем же значением. Вполне возможно, таким образом, что в индийском предании сохранилось воспоминание о первоначальном имени Ноя.
У нас нет возможности даже бегло обозреть предания о потопе разных народов мира. Перечислим только разделы, посвященные этой теме в книге великого этнографа и фольклориста Дж. Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете»:
Вавилонское сказание о великом потопе.
Еврейское сказание о великом потопе.
Древнегреческие сказания о великом потопе.
Древнеиндийское сказание о великом потопе.
Современные индийские сказания о великом потопе.
Сказания о великом потопе в Восточной Азии.
Сказания о великом потопе на островах Малайского архипелага.
Сказания о великом потопе в Австралии (жители которой, заметим, были на протяжении целых исторических эпох оторваны от остального человечества. — Д.Щ.).
Сказания о великом потопе в Новой Гвинее и Меланезии.
Сказания о великом потопе в Полинезии и Микронезии.
Сказания о великом потопе в Южной Америке.
Сказания о великом потопе в Центральной Америке и Мексике.Сказания о великом потопе в Северной Америке. Сказания о великом потопе в Африке.
Все эти сказания, согласно выводам этнографов, «коренные», т. е. восходят к основному своду преданий и мифов каждой данной местности, каждого данного племени и народа, и не являются заимствованными извне. Очевидно, что потомки Ноя, т. е. все народы Земли, в той или иной версии, в том или ином изводе, сохранили предания об этом величайшем бедствии.
Еще одно свидетельство общего происхождения всех народов от Ноя — семидневная неделя, принятая большинством народов. Трудно представить себе, как бы она могла быть изобретена каждым из них самостоятельно. Очевидно, воспоминания о Шести Днях творения и о Субботе, как и воспоминания о потопе, — это восходящее к Ною достояние всего человечества.
Ной и всемирный потоп вспоминаются и в других книгах Библии (Пс. 28, 10; Ис. 54, 9; Иез. 14, 14-20; Матф. 24, 37-39; Лук. 17, 26-27 и др.). Апостол Петр упоминает о всемирном потопе как о предостережении человечеству на будущее (II Петр. 2, 4-11):
...Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою... (II Петр. 3, 5)
(О воде как символе первовещества мы уже говорили во второй лекции.)
...Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. (II Петр. 3, 6-7)
Итак, если человечество не образумится и будет умножать на земле нечестие, то наступит потоп огненный. Эти слова апостола можно понять как пророческое предвидение ядерной угрозы, ставшей реальностью в наши дни.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (II Петр. 3, 8-9)
Следовательно, если человечество придет к покаянию и обратится к добру, то огненная гибель отменится, точно так же, как, если бы покаялись современники Ноя, то не было бы и всемирного потопа.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (II Петр. 3, 10)
В этих немногих словах, действительно, заключена идея ядерного взрыва: под «небесами» можно понимать земную атмосферу — «видимое небо», а словом «стихия» переведено греческое στοιχειον <стойхейон>, что означает «простейшая часть», «основание», «элемент» вещества, то есть — элементарная частица или атом. Атомная реакция — это и есть «разрушение» атома, который перед этим «разгорелся», а в результате взрывов «земля и все дела на ней» действительно могут сгореть.
Итак, потоп не повторится, но существует опасность нового, «огненного» потопа, нового гнева Божьего на человечество.
С другой стороны, потоп упоминается в Библии и в связи с великим обетованием Божьим «не наводить более потопа»: Бог обращается к народу Своему и обещает ему вечное благословение. Но оно относится к будущим, мессианским временам, к Царству Божьему на земле:
На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя.
В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь.
Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя.
Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. (Ис. 54, 7-10)
Эти слова приведены именно в связи со всемирным потопом — сдвинулись горы, поколебались холмы, затоплено было все... Но благоволение Бога к человечеству в лице Ноя, нового Адама, не поколебалось, и милость не отступила от него и его потомства. Мы, все народы, ныне населяющие Землю, относимся к сынам Ноевым. Нет на Земле ни одного человека, который не был бы потомком сыновей Ноя — Сима, Хама или Иафета. И поэтому завет Бога с Ноем имеет для всех нас особое, непреходящее значение.