Сегодня мы с вами будем рассуждать о двух братьях — Иакове и Исаве.
В 25-й главе Книги Бытия говорится, что молился Исаак о жене своей Ревекке, ибо она была неплодна; Господь услышал его, и Ревекка зачала:
Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это?.. (Быт. 25, 22)
Буквальный перевод с оригинала гласит: «То для чего же я (существую)?»
...И пошла вопросить Господа. (Быт. 25, 22)
Сыновья в утробе Ревекки боролись между собой, «толкались», как говорит древнееврейский текст. Эта борьба указывала на будущую вражду между близнецами. Согласно преданию, они уже в утробе матери оспаривали друг у друга первородство. Именно оно давало право получить великое духовное благословение Авраама и Исаака. Наследовать его мог только один из братьев, чтобы продолжить линию благословенного народа Божьего. Кроме того, предание говорит, что когда Ревекка проходила мимо мест, связанных с идолослужением, то приходил в движение Исав, будущий идолослужитель, как бы порываясь выйти наружу. Когда же Ревекка проходила мимо домов святых людей или жертвенников, посвященных Богу и построенных Авраамом, то в трепет приходил Иаков. Так что братья уже в утробе матери обнаружили: один — тягу к свету, другой — ко тьме. И наконец существует такое предание: Исав пригрозил Иакову, что если тот не уступит ему первенство, он, Исав, убьет мать. И тогда Иаков согласился, чтобы первородным был Исав...
Предания эти отнюдь не полностью сказочны. Свидетельства многих духовидцев указывают на то, что младенец в утробе матери обладает душой видящей, слышащей и постигающей. Душа, соеди-няясь с земным телом, еще помнит о прежней своей обители, о мире духовном; и только когда человек рождается, ангел лишает его этих воспоминаний, чтобы младенец мог направить все свои силы на постижение земного мира.
И сказано здесь также, что Ревекка «пошла вопросить Господа». Она могла это сделать, обратившись к святым людям своего времени, к пророкам, потому что жив был еще не только Авраам, но и некоторые его праведные предки. Могла она и сама пойти вопросить Господа, ведь согласно свидетельствам, о которых мы еще будем говорить, она была пророчицей, как и Сарра, жена Авраамова.
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. (Быт. 25, 23)
Итак, уже в утробе матери братья были предназначены: один — к тому, чтобы духовно господствовать, другой — к тому, чтобы духовно подчиняться. Но тем не менее вражда между ними длилась долго... Так из утробы одной матери изошли два различных народа и два разных племени. Конечно, мы должны понимать это не только буквально, но и духовно; Иаков и Исав символизируют два рода людей — народ Божий, служащий Господу, и народ, противящийся Богу, нечестивый и грешный. О крови, расе, родстве по плоти или чужеродности здесь речь идти не может, ведь оба они сыновья одной матери. Все дело в духовном, внутреннем устроении.
И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав. (Быт. 25, 24-25)
Имя <Эсав> — Исав — означает «волосатый», «косматый». А вот о его красном цвете говорится, как о «красном облачении» (возможно, он родился в красной «рубашке»). Писание называет это облачение <адерет>, т. е. «царская мантия», в русском переводе «кожа», от глагола <адар> — «величаться», «прославляться». Это символ будущей царской власти потомков Исава, которые именовались по имени его эдомитянами, или идумеями (позже мы узнаем, откуда он получил имя «Едом»). Уже в Книге Бытия говорится о том, что цари в роде Исава, или Едома появились раньше, нежели в Израиле:
Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых. (Быт. 36, 31)
— и далее перечисляются имена этих царей. Почти через два тысячелетия после этого, при поддержке римлян, в Иудее воцарилась последняя в истории второго Храма династия — династия Иродов, во времена которой жили на земле Иисус Христос и апостолы. Это была династия идумейского происхождения.
И наконец сам Рим, по некоторым преданиям, был связан при своем возникновении с эдомитянами. Когда Ромул, основатель города, собирал разноплеменных жителей, чтобы заселить Рим, среди них было много выходцев с Востока, в том числе, согласно свидетельствам римских историков, носивших финикийские имена. Среди них, очевидно, вполне могли быть эдомитяне, — поэтому в более поздних источниках Рим носит имя «Едом (Эдом)». И то, что рассказано в Книге Бытия об Иакове и Исаве, переносится символически на взаимоотношения Римской империи и иудейского народа...
Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков... (Быт. 25, 26)
Иаков держался рукой за пяту Исава: это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом (а человек «кончается» там, где пята его; и символизирует плотского человека именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности); так вот, где кончается человек плотский, Исав, там начинается человек духовный, Иаков. Этот последний имеет символом своим руку, т. е. деяния, угодные Богу.
В девтероканонической Третьей Книге Ездры об этом говорится:
...Рука Иакова держала от начала пяту Исава.
Конец сего века — Исав, а начало следующего — Иаков. Рука человека — начало его, а конец — пята его... (III Ездр. 6, 8-10)
«Нынешний век» — плотский человек, «будущий век» — человек духовный. Рождение Исава и Иакова, как мы видим, — образ великой глубины. И в Послании к Римлянам мы об этом читаем:
...И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
<...>
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
Не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. (Рим. 9, 7-13)
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Исав — человека плотского, а Иаков —духовного. Кроме того, они — символы того избрания, которое совершается «от утробы матери». Мы не будем касаться более глубоких и таинственных причин этого избрания, а скажем только, что Бог провидел злые дела Исава и благочестивые дела Иакова, и поэтому, сообразно строю их душ, одного возлюбил, а другого отверг.
Имя «Иаков» — <Йааков> — происходит от глагола <акав>, что значит «запинать», в смысле «преодолевать», «одерживать победу», а также «оставлять след» и «следовать»; это тот, кому суждено бороться и победить, а также — «оставить след», т. е. стать образцом, или прообразом.
История Иакова, к которой мы теперь переходим, имеет четыре основных смысла: буквальный смысл, т. е. древние исторические повествования о патриархе, и три пласта символических смыслов. Во-первых, в лице Иакова представлена история его потомков, народа израильского; во-вторых, Иаков указывает на Мессию — Иисуса Христа; и наконец Иаков изображает внутреннего человека. С последними тремя из перечисленных значений и связано такое толкование имени Иакова как «оставляющий след».
Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. (Быт. 25, 27)
Очень, казалось бы, лаконично сказано, но смысл этих слов неисчерпаем. Смотрите: Исав стал «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей». Кто собственно был первым звероловом? В 10-й главе Книги Бытия (ст. 8-9) мы читали, что таковым был Нимрод, великий деспот, первый царь, восставший против Бога и возглавивший строительство Вавилонской башни. Таким образом, Исав — это духовный наследник Нимрода, тирана и отступника. Что означает здесь эпитет «зверолов», в духовном смысле? Очевидно, это человек хищный; человек, ставящий ловушки, капканы, тенета; человек, любящий проливать кровь. Кроме того, Исав — «человек полей», т. е. не привязанный к дому, к шатру, предпочитающий обитать в открытом пространстве. Может ли такой человек претендовать на то, чтобы унаследовать благословение Божье — благословение, данное еще Симу? Вспомним его:
...Благословен Господь Бог Симов...
Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых... (Быт. 9, 26-27)
Речь идет о «шатрах», т. е., как мы уже говорили, о жилищах праведников, о храмах, о домах учения...
Теперь, каков же Иаков? Об Иакове сказано, что он «человек кроткий, живущий в шатрах». Древнееврейское слово <там> — «кроткий» означает, точнее, «целостный», «непорочный», «невинный», в смысле «покорный Богу».
О шатрах, предназначенных для потомков Симовых, говорится не только в девятой главе Книги Бытия, но, например, в Книге Чисел, где передается благословение Валаамово, которое должно почить на Израиле:
...Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах... (Числ. 24, 5-6)
Это сказано о шатрах: шатры уподоблены долинам, цветущим садам, вечнозеленым растениям — алойным деревьям и могучим кедрам; от них исходит вечная жизнь и благодать. Что же означает, что Иаков жил в шатрах? Это имеет два значения: буквальное — он стал скотоводом, пас овец, живя в шатрах пастушеских; и символическое — он «обитал», т. е. подолгу жил в шатрах Авраама и Исаака, отцов своих, где он учился следовать воле Божьей.
И далее говорится:
Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. (Быт. 25, 28)
Исаак в старости своей являет образ праведника, потерявшего некоторые духовные ориентиры (не зря потом сказано, что глаза его «отяжелели», т. е. ослепли — Быт. 27, 1). Исааку как бы не хватало некоей жизненной естественности, порывистости Исава, его «природности». Страх, который Исаак претерпел во время жертвоприношения Авраамова, очевидно, отчасти остался в нем на всю жизнь и предопределил многие его жизненные проявления; и поэтому его так прельщал тот образ жизни, который вел Исав — охотник, человек свободный, дикий, свирепый, мужественный. Ревекка же в старости своей целиком сохранила пророческую интуицию, поэтому она так любила Иакова.
Итак, Иаков и Исав представляют собой многогранные прообразы будущих «народов»: народа Божьего и «рода» нечестивцев. Сказано об Иакове, что он был кроток. Народу же Божьему Нагорная проповедь предписывает:
...Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... (Матф. 5, 39)
Иаков живет в шатрах: он пастырь. Народом Божьим руководит духовный пастырь — пророк, и народ Божий — это сообщество «агнцев», кротчайших и смиренных, о которых сказал Иисус Христос, что овцы его повинуются его голосу (Иоан. 10, 27). Кроме того, народ Божий обитает в «шатрах учения» и внемлет учению Господа, как и Иаков жил в шатрах Авраама и Исаака.
«Народ» же нечестивый, который прообразует Исав (подчеркнем еще раз, что речь идет не о расовом или национальном сообществе, ао чисто духовном, поскольку Иаков и Исав — по крови братья), отличается коварством, ненавистью, хищностью, стремлением к завоеваниям, пролитию крови — все это представлено в лице Исава, который искусен в звероловстве. Общество такого рода организовано по образцу разбойничьей шайки. Исав — это «человек поля»; разбойники обычно обитают в полях, лесах, степях, — в отдалении от мирных поселений. И наконец нечестивцы — «люди поля» — это те, кто ненавидит духовную культуру; культура вообще символически связана с построением дома, с устроением внутренним, с «обитанием в шатрах». «Люди поля» тяготеют к дикому, варварскому образу жизни, стремясь культуру уничтожить.
Перейдем ко второму слою символов. Иаков есть прообраз Мессии: он человек кроткий, или «целостный». «Я кроток и смирен сердцем», — сказал Христос (Матф. 11, 29). Иаков живет в шатрах как пастырь и Христос — пастырь, отдающий жизнь свою за овец (Иоан. 10, 11). Иисус призывает учеников в «шатры» для изучения слова Божьего, как и Иаков обитал в шатрах отцов своих, познавая волю Создателя. Будучи отроком двенадцати лет, как об этом повествует Евангелие от Луки, Иисус вошел в Иерусалимский Храм и собеседовал с учителями, принимая от них учение и являя им мудрость свою: он пребывал в великом Божественном «шатре» (Лук. 2, 46-49).
Противоположностью Христу является, как известно, антихрист, которого прообразует Исав: он — хищник, зверолов, он расставляет невидимые капканы, улавливает души; он — убийца, он живет за счет жизней других. В то время как истинный пастырь полагает душу свою за овец, антихрист постоянно убивает, дабы присваивать себе жизненную силу своих жертв, на чем, как известно, основана черная магия. Самый яркий пример тому — нацизм: его суть — устройство колоссальных мест массового жертвоприношения в виде концлагерей, пожирание жизненной силы других людей и целых народов, одним словом — сатанизм.
Кроме того, Исав — «человек поля» — образ антихриста в том смысле, что этот последний старается разрушить всякую духовную жизнь, внутренний «дом» человека и человечества, уничтожить культуру как таковую; тот же нацизм стремится вырубить под корень гуманистическую традицию — неотъемлемую часть Христианства.
Третий ряд символов: Иаков представляет духовного, внутреннего человека — ему свойственна кротость, незлобивость. Отношения пастыря и его стада переносятся во внутренний мир человека верующего: дух является пастырем, а все остальные душевные, умственные, телесные проявления человека являются как бы пасомыми им овцами. Дух повелевает, а все остальное в человеке подчиняется, служит ему; это и есть основа внутренней жизни духовного человека.
И наконец духовный человек обитает в «шатрах». Но здесь «шатер», святилище Божье, уже находится внутри человека: «Вы — Храм Божий, и Дух Божий живет в вас», — говорит Дух через апо-
стола Павла (I Кор. 3, 16). Духовный человек обитает в «шатрах» в том смысле, что желает уединения с Богом, он желает заключиться в своем внутреннем Храме и внимать живому голосу Духа Святого.
Прямую противоположность этому являет невозрожденный, «внешний» человек. Во-первых, он, как Исав, человек хищный и самолюбивый, присваивающий, но не отдающий, лишающий других жизненной силы, чтобы самому овладеть ею. Затем внутренне он устроен точно так же, как общество, созданное по типу Исава: его внутренняя жизнь подобна жизни шайки или орды во главе с атаманом; а атаманом является его собственная, ничем не ограниченная воля. «Я так хочу», — вот его кредо, которому следуют все его мысли, чувства, речи и поступки.
Наконец человек «внешний» есть «человек поля»: он очень не любит уединения и боится его, он все время ищет внешних развлечений, он практически никогда не бывает во внутреннем своем «шатре», наедине с Богом и обличающей совестью...
И дальше мы читаем о том, как Исав лишился своего первородства:
И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвище: Едом. (Быт. 25, 29-30)
Исав, любящий кровопролитие, любящий красный цвет более всего, почувствовал особое стремление к этому кушанью. От сего дано ему прозвище: <Эдом>, что означает «красный». Мы помним, что Исав родился в красной «рубашке», потому что уже от рождения был предрасположен к кровопролитию. Еще один признак Исава находим мы здесь: он «устал». Его образ жизни ведет к изнеможению и внутреннему опустошению в отличие от Иакова, который всегда бодр (ср. Ис. 40, 31: «...А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся»).
Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт. 25, 31-32)
Давайте задумаемся: зачем же Иаков так хочет получить это первородство, так жаждет его? Неужели ради того, чтобы иметь какие-то материальные преимущества? Ни в коем случае. Он знает нрав Исава, он предугадывает, что впоследствии ему самому придется бежать из дома и быть странником и скитальцем, опасаясь мести брата; он знает, что никаких материальных преимуществ он не получит. Когда мы до конца дочитаем историю Иакова, то узнаем, что он их так и не получил: богатство, которое он имел, было послано ему Богом, имуществом же отца — Исаака — завладел Исав. Очевидно, Иаков, обучавшийся в шатрах Авраама и Исаака, знавшийтайны Божьи, был прекрасно осведомлен о тех величайших духовных благах, которые принесет ему первородство, — он хотел стать наследником обетований, данных свыше Аврааму и Исааку, и понимал, что брат его, Исав, этого недостоин. И поэтому он согласился перенести любые лишения — нужду, скитания, странничество, — только бы получить живое общение с Богом, это ни с чем не сравнимое благо, это величайшее благословение.
А Исав, как мы видим, относится к своему первородству с крайним пренебрежением. Он говорит: «...Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?..» Это рассуждение плотского человека, который совершенно не верит ни в какие обетования: я смертен, я умру, к чему мне ваши призрачные духовные благословения? Зачем нужна духовная жизнь вообще? Дайте мне вот сейчас реальное, вещественное благо, дайте мне насытиться, и я за это отдам с удовольствием, как бы говорит он, все свои духовные преимущества.
Итак, Исав — это человек, не верящий в бессмертие духа, в будущую жизнь; человек, который хочет сейчас, в сей миг, насладиться миром материальным. Он полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой: «...Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?..»
Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство. (Быт. 25, 33-34)
Он «ел и пил, и встал и пошел»... В этом — весь образ жизни Исава: поесть и попить, встать и пойти, не размышляя о том, куда идешь, откуда уходишь, что отдаешь за материальные блага. Исав постоянно торопится: он «занят делом», ему «пора идти», ему некогда рассуждать... И смотрите: он поклялся; но клятва в Ветхом Завете — это последнее слово, завершающее договор, слово неизменное (Евр. 6, 16). Теперь Исав навсегда, и притом законно, лишен первородства; поэтому все дальнейшее, в том числе и та хитрость, благодаря которой Иаков получает благословение, предназначенное первородному сыну, вытекает из клятвы Исава: он поклялся, что на первородство больше не претендует.
Зададим еще раз вопрос: а был ли достоин получить наследие великих святых — Авраама и Исаака — человек, который так пренебрежительно к этому наследию относился? И мог ли Бог принять такого человека в общение, в завет с Собою?..
И вот мы читаем, как совершилась передача благословения от Исаака к Иакову:
Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Быт. 27, 1)
Когда Исаак состарился, зрение глаз его притупилось, и не только физическое (а физическое зрение притупилось, по преданию, потому, что он не препятствовал идолослужению в семье Исава: Исав взял себе жен хеттейских, те служили своим богам, а Исаак, любя своего старшего сына, закрывал на это глаза), но и духовное его зрение притупилось, вплоть до того, что он не узнал Иакова, когда тот пришел под видом Исава.
Приведем в этой связи другие примеры духовной зоркости и духовной слепоты. В 48-й главе Книги Бытия мы читаем о том, что Иаков (он же Израиль) знал, когда он умрет:
И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших... (Быт. 48, 21)
А из 50-й главы Книги Бытия мы узнаем, что Иосиф тоже знал день и час своей смерти:
И сказал Иосиф братьям своим: я умираю; но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. (Быт. 50, 24)
Эти два патриарха не только знали срок своей смерти, но и предсказали перед своей кончиной будущие события, т. е. они умирали в духовном всеоружии: они глубоко были укоренены в Духе Божьем, и Он открывал им будущее.
Совсем не то говорит Исаак Исаву:
Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей... (Быт. 27, 2)
Исаак так ослаб духовно, что даже дня смерти своей не знал. И далее говорит он следующее:
...Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
И приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру. (Быт. 27, 3-4)
Духовное состояние человека, пока душа находится в теле, крепко связано с его телесным состоянием; поэтому патриарх Исаак и говорит: «Приготовь мне кушанье, какое я люблю..., чтобы благословила тебя душа моя...» Мы знаем, что даже пророки часто пророчествовали, когда для них играли на музыкальных инструментах: музыка, влияя на физический слух, способна привести дух человеческий в состояние экстаза, духовной восторженности (I Цар. 10, 5-6). И вот, оказывается, даже физическая пища способна совершить нечто подобное.
Исав уходит, чтобы наловить дичи, а дальше сказано:
Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
А Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. (Быт. 27, 5-7)
Как могла услышать это Ревекка? Мы помним, что она была пророчицей, и, очевидно, Дух Божий возвестил ей слова Исаака. Подобное произошло и впоследствии, когда Исав, лишившись благословения, назначенного первенцу, пришел в ярость:
...И сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.
И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее... (Быт. 27, 41-42)
Многие не обращают внимания на то, что Исав-то говорил в сердце своем, т. е. мысленно, а слова его, несмотря на это, были «пересказаны». Кому пересказаны? Очевидно, Ревекке, которая хорошо помнила пророчество о сыновьях, полученное ею еще во время беременности. Именно ей мысли Исава были открыты свыше.
И вслед за этим повелевает Ревекка Иакову:
...Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
А ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. (Быт. 27, 9-10)
Иаков возражает, он говорит:
...Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;
Может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. (Быт. 27, 11-12)
Но мать, которой открыто будущее, отвечает ему:
...На мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих... (Быт. 27, 13)
Далее происходит следующее:
И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова;
А руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;
И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.
Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? (Быт. 27, 15-18)
Великие праведники — праотцы, пророки — видели издали события далекого будущего, а уж тем более то, что происходило в их время; здесь же Исаак, ослепший духовно, не видит, кто перед ним, не узнаёт. Его слепота — следствие неверного выбора, следствие чрезмерной мягкости к нечестивому сыну... И вот перед нами великий прообраз — Иаков, облаченный в козьи шкуры и в одежду Исава. Этот символ также неисчерпаем. Мы рассмотрим его по отношению к событиям как исторического будущего, так и внутреннего нашего мира.
Первый слой символов представляет прямых потомков Иакова по плоти, т. е. еврейский народ: это народ, дух которого сохраняется в обличии иных культур и племен; народ, внесший большой вклад в разные культуры и оставшийся самим собою. Точно так же, как Иаков, облаченный в одежды Исава и козьи шкуры, оставался Иаковом.
Второй слой символов: Иаков — прообраз Церкви. В разных культурах, в разных цивилизациях, облекаясь во внешние одежды различных народов, она осталась самой собою с первых времен Христианства по сей день.
Третий слой символов: Иаков, пришедший под видом Исава, означает Мессию — Христа, который принял человеческую плоть, но остался внутренне самим собою, ибо Дух Божий говорил его устами.
Великий английский поэт Джон Донн в одном из своих сонетов, следуя исконной христианской традиции, уподобил Христа Иакову, облаченному в козьи кожи:
О, кто его любовь измерить может?
Он, Царь царей, за грех наш пострадал!
Иаков, облачившись в козьи кожи
Удачи от своей уловки ждал.
Но Божий Сын облекся в нашу плоть,
Чтоб тьму своим страданием побороть.
(Перевод Д. Щедровицкого)
И наконец еще один великий прообраз: Иаков указывает на внутреннего нашего человека, человека духовного. Внутренний человек вынужден действовать, облекшись в тело, используя вещественные формы этого мира, чтобы получить благословение свыше, потому что от того, какими мы окажемся здесь, в этом теле, зависит и воздаяние, ожидающее нас на суде Божьем. И лишь голос как проявление разума, мысли, духа, говорит о том, что истинный человек обитает внутри человека внешнего, нетленный — внутри тленного.
И вот, когда Исаак спросил: «Кто ты?», Иаков ответил отцу своему:
...Я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. (Быт. 27, 19)
Иаков вроде бы сказал неправду — он сказал: «Я Исав, первенец твой». Но он при этом поступил юридически вполне обоснованно, ведь правомочный преемник имеет право говорить от имени того, чьи права он унаследовал. Право наследования дает и право на имя. Иаков сказал: «Я Исав, первенец твой», ибо ему юридически уже принадлежало первородство.
И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. (Быт. 27, 20)
Приблизился торжественный момент благословения; с этим благословением связано происхождение и всего народа Божьего, и священного «семени» — Христа — от Иакова. И в этот миг призывает Иаков во свидетельство правоты своей Господа Бога как бы намекая Исааку, что все это устроил Бог: «Господь Бог твой послал мне на встречу». Если бы речь шла о какой-то неправде, о какой-то лжи, какой-то нечестивой хитрости, о том, что Иаков обманом пытается присвоить себе первородство и благословение, — разве Бог потерпел бы, чтоб имя Его было при этом призываемо и чтобы благословение вообще таким путем было передано? Иаков поступил так, как говорил ему свыше Дух.
«Встань, сядь, чтобы благословила меня душа твоя...» Благословение связано с высочайшим внутренним действием, с активностью и духа, и души человека. Передается благословение не внешним, ритуальным образом, но великой отцовской любовью, движимой Духом Святым.
И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. (Быт. 27, 21-22)
По-видимому, Исав не имел обыкновения говорить о Господе Боге, и Исааку показалась непривычной в устах его сына речь, в которой упомянуто Божье имя. Возможно, были и другие, порожденные интуицией, причины для подозрения, высказанного отцом...
Когда люди смотрели на Иисуса Христа, они видели человека, который стоял пред ними; но когда он говорил, они слышали голос Духа Божьего, голос свыше. Подобное этому происходит и с народом израильским, который облекается в одежды иных культур и остается собою. Так обстоит дело и с внутренним человеком: мы видим перед собой внешнего человека, созерцаем его тело, его животное естество; но когда он начинает говорить, мы слышим голос, передающий внутреннее состояние духа, как бы выносящий изнутри наружу то, чем полно сердце. Звуки слов излучают смысл и свидетельствуют о духовности, а внешний вид человека являет его животную природу: «Голос, голос Иакова, а руки, руки Исавовы». А обложены были руки Иакова, как мы помним, козлиными шкурами, ибо дух человека проникает собой его животное естество.
И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его
И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. (Быт. 27, 23-24)
Все еще сомневается Исаак; все еще что-то мешает ему окончательно признать Иакова Исавом. И вторично подтверждает Иаков, что он — Исав, ибо является полномочным преемником прав брата своего.
Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой.
Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь... (Быт. 27, 25-27)
А о приходе Исава сказано:
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом... (Быт. 27, 33)
По преданию, когда Иаков приблизился к Исааку, тот почувствовал благоухание райского сада и поэтому сказал: «Вот запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь». Когда же приблизился Исав, отец почувствовал адский смрад и «вострепетал»; все это возвещает участь духовных потомков как Иакова, так и Исава.
И вот наконец Исаак благословляет Иакова как первенца. И мы знаем, что устами Исаака говорит Дух Святой:
...Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! (Быт. 27, 28-29)
Первое, чем благословил Исаак Иакова, — это роса небесная: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли». Когда же после этого пришел Исав, он получил благословение, в котором природные . сущности перечисляются в обратном порядке:
...От тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше... (Быт. 27, 39)
У Иакова на первом месте «роса небесная», а «тук земли», т. е. все земное, — на втором. Для рода Иаковлева, для людей Божьих главное — духовная жизнь, а все земное и телесное — на втором плане. У Исава же на первом месте — «тук земли», все материальное; но и он не вполне лишен благословения духовного, ибо потом сказано:«И от росы небесной свыше». Поэтому, если сам Исав и следующие по стопам его возвратятся к Господу, то они унаследуют прекрасные духовные благословения; Иаков же сразу получает их.
И мы должны быть очень внимательны к словам, сказанным Иакову отцом: «Проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» Мы помним, что подобные слова Сам Бог произнес по отношению к Аврааму, когда выводил его из Харрана и вел в землю Ханаанскую:
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну... (Быт. 12, 3)
И вот теперь это благословение Божье передает Исаак Иакову. Это благословение относится также и ко всему, прообразом чего служит Иаков, — прежде всего к народу израильскому, который от него произошел. Мы знаем, что все, проклинавшие этот народ, становились сами прокляты: лишались могущества, приходили в бессилие, наконец исчезали те правители и те державы, которые гнали, проклинали и истребляли народ Божий. Достаточно вспомнить, например, участь нацистской Германии, сокрушительно проигравшей войну, в которой погибли миллионы ее граждан. Благословлявшие же его благословлялись свыше и благословляются по сей день.
Проклинавшие Церковь Христову, прообразом которой служил Иаков, также получали проклятие; благословлявшие же ее наследовали благословение. С особенной же силой сбываются эти слова по отношению к Мессии — Иисусу Христу: благословляющий его получает благословение, а проклинающий несет тяжкую кару. И наконец благословляющий внутреннего, духовного человека в себе получает обильное благословение; проклинающий же его получает в удел проклятие, по слову апостола: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8). Мы должны быть во всех этих случаях очень осторожны и внимательны, дабы самим получать благословения свыше.
Итак, получил Иаков благословение отца своего и вышел от него.
Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. (Быт. 27, 30)
Как только выходит Иаков, тотчас входит Исав. Как только добрая мысль, праведное намерение покидает человека, у него возникает мысль или намерение противоположное. И Исав говорит отцу те же слова, что и Иаков:
...Встань, отец мой, поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
Исаак же, отец его, сказал: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто же это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.
Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
Но он сказал: брат твой пришел с хитростию и взял благословение твое.
И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал: неужели ты не оставил мне благословения? (Быт. 27, 31-36)
Вспомним, что Исав с легкостью продал первородство свое Иакову; как же он может претендовать на благословение, которым сопровождается первородство? Отказавшись от первородства, он отказался и от благословения — это совершенно ясно. Поэтому в Послании к Евреям мы находим очень важное предостережение всем верующим:
...Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. (Евр. 12, 16)
Здесь подчеркивается, что за снедь — за ничтожное вещественное вознаграждение — первородство духовное может быть продано; именно не за что-нибудь, представляющееся достойным, а за нечто жалкое и нестоящее. Например, как известно, один из учеников продал Иисуса Христа не за какие-то высокие духовные блага, а за тридцать серебряных монет. Но Исав получил еще того меньше — всего лишь чечевичную похлебку:
...За одну снедь отказался от своего первородства.
Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами. (Евр. 12, 16-17)
Конечно, Бог испытывает каждого из нас, и в жизни каждого обязательно этот момент наступает — приходит искушение продать свое первородство «за одну только снедь»...
Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. (Быт. 27, 37-38)
И этим громким рыданием он буквально-таки вырвал у отца благословение:
И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше... (Быт. 27. 39)
Итак, перед духовным наследниками Исава всегда стоит проблема выбора: жить ли только земным, уделенным им по наследству «туком земли», или все же стремиться и к «небесной росе»; потому что ни один человек, как бы он глубоко ни пал, как бы он ни отвратился от Господа, не лишен этого обетования о «росе»: он может обратиться, и «роса небесная» на него сойдет. Исаак, однако, продолжает свое благословение — пророчество Исаву:
...И ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему... (Быт. 27, 40)
Страшные слова — «жить мечом»! Исав — разбойник, Исав — деспот, Исав — основатель тиранических государств; и сопровождавшее его при рождении красное облачение — царская мантия — дополняется теперь еще и мечом: «...Будешь жить мечом твоим...»
...Будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей. (Быт. 27, 40)
Эта часть пророчества осуществилась во всей своей полноте в XX веке. Что такое «иго Иакова»? Иаков есть проповедник Единобожия; он есть служитель Господень, который говорит об имени Божьем и от имени Божьего всем народам; и его потомки израильтяне стали первыми носителями Единобожия; и Христианство, и Ислам вышли первоначально как ростки из этого корня. В XX веке «воспротивился» Исав и «сверг» иго Иакова: на части земли воцарился полный атеизм. «Свергнувшие иго Иакова» — это и нацисты, отвергнувшие основу гуманизма — заповедь о любви к ближнему, это и те бого-противники, которые совершенно отрицают Бога и Закон Божий... Именно они «свергают иго Иакова с выи своей». Конечно, попытки «свергнуть иго Иакова» предпринимались много раз в истории. Второй псалом запечатлел это желание нечестивых:
Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». (Пс. 2, 2-3)
Читаем далее:
И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. (Быт. 27, 41)
Как сказано в Евангелии, добрый человек из сокровищницы сердца своего выносит доброе, а злой — злое; ибо «от полноты сердца говорят уста» (Матф. 12, 34-35). И вот, Исав сказал «в сердце своем», т. е. мысленно: «Приближаются дни плача по отце моем»: это ясно показывает, что он желал как можно более скорой смерти отцу, который так любил его (а из Писания мы знаем, что Исаак прожил еще много лет...). — «И я убью Иакова, брата моего» — так Исав относился к отцу и брату...
Представьте себе, что первородство получил бы потенциальный отцеубийца и братоубийца Исав! Ведь мысль и пожелание человека — основа его действий, как мы знаем из Нагорной проповеди... Другой на месте Исава смиренно принял бы свою долю, понял бы, что во всем проявляется воля Божья. Но Исав замышляет убийство, что и свойственно ему, согласно пророчеству: «...Мечом своим будешь жить...» Бог не допустил, однако, чтобы совершилось такое злодеяние. Теперь мы видим еще лучше, насколько недостоин был Исав стать преемником святых своих предков Авраама и Исаака и вестником Господа среди народов...
И пересказаны были Ревекке слова Исава... (Быт. 27, 42)
То, что в сердце своем замыслил сын, пророчица-мать узнала. И вот Ревекка посылает Иакова, дабы спасти его от гнева брата, в Харран, откуда родом она сама, к Лавану, своему брату; и говорит при этом Исааку следующие слова:
И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? (Быт. 27, 46)
Хетты были идолопоклонниками, что подтвердилось при раскопках хеттской столицы, Хаттушаша, в Малой Азии, в двадцатые годы нашего века. Очевидно, что обе жены Исава, хеттеянки, были последовательницами языческого культа; на это сквозь пальцы смотрел Исаак, но этим постоянно возмущалась совесть Ревекки, которая и говорит: «Я жизни не рада от дочерей Хеттейских». Этими словами она как бы вынуждает Исаака послать Иакова за женой туда, откуда он сам получил жену, т. е. в Харран.
В 28-й главе Книги Бытия говорится о том, что сделал Исав в ответ на эти слова матери, на ее жалобы и обличения:
Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских...
<... >
И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его;
И пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих. (Быт. 28, 6-9)
Это очень интересно: здесь описано поведение человека, не понимающего смысла заповеди Божьей; человека, который не желает даже уразуметь, чего хочет от него Бог. Исав не раскаялся, не оставил прежнего образа жизни, не попытался обратить своих жен к Богу Авраамову, отучить их от идолослужения; он просто взял еще однужену сверх прежних из потомков Измаила, а значит, из рода Авраамова. Этим Исав хотел угодить отцу и матери, чего, разумеется, не добился. Так человек, не раскаявшись в прежних грехах и не сделав попытку их исправить, вместо этого совершает нечто, представляющееся ему благодеянием...
Возвратимся к Иакову. Мы читаем о том, как благословил Исаак Иакова и отправил его в Харран. Отец сказал ему при этом:
Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов,
И да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! (Быт. 28, 3-4)
Согласно преданию, как только Исаак сделал правильный выбор между сыновьями, утвердив первородство Иакова, — он сразу прозрел. Слепота прошла, и патриарх, который до этого не мог узнать, кто из его сыновей предстал пред ним, — теперь уже ясно видит даже далекое будущее и пророчествует о нем. Вот благие последствия верного выбора...
Духовный человек, подобно Иакову, должен «наследовать землю странствия» своего: весь опыт, который мы получаем в земном мире, мы берем с собою в мир духовный после смерти тела...
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло
солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается
неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. (Быт. 28,
10-12)
Иаков увидел бесконечный путь духа человеческого: лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; существует множество ступеней восхождения духа, и ангелы Божьи восходят и нисходят по ним. Патриарх узрел духовный путь человечества, собственных своих потомков по плоти и по духу.
То, что ангелы восходят и нисходят по этой лестнице, имеет множество значений. Мы упомянем только два из них. Во-первых, это ангелы-хранители, которые посланы охранять Иакова и потомков его на всех их путях. О таких «восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ангелах-служителях говорит Иисус Христос (Иоан. 1, 51). Во-вторых, это духи людей: дух человеческий может взойти, подняться духовно, а может и низойти, ниспасть с высоты. В Книге Екклесиаст сказано:
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21)
От жизни духа на земле, в теле, зависит тот путь, который будет предначертан ему впоследствии. И дух человеческий может даже стать ангелом. В псалме говорится так:
Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. (Пс. 103, 4)
Духи людей могут быть «пересотворены» в ангелов, если они достигнут высокой ступени служения Богу, став «огнем пылающим», т. е. пламенея верой и любовью на земле...
И вот увидел Иаков эту таинственную связь неба с землей; увидел, что путь человеческого духа начинается на земле, но может достигнуть высот небесных; увидел образ Церкви, образ молитвы, которая тоже является лестницей духовной для восхождения ввысь; а что же было над лестницей, что же венчало ее?
И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;
И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные... (Быт. 28, 13-14)
«В тебе благословятся все племена», т. е. непосредственно в Иакове, в его земном потомстве, ибо народ израильский призван был записать и сохранить Священное Писание и принести всему миру благословение истинной веры; а слова «в семени твоем» относятся и здесь, как и в благословении, данном Аврааму, к Мессии, Христу, который искупит кровью своей грехи людей и избавит от проклятия народы.
И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. (Быт. 28, 15)
Интересно, в какой последовательности перечисляются стороны света в этом благословении: «И распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню». «Море» — это запад: слово <йам> одновременно обозначает по-древнееврейски и «море» (в данном случае Средиземное море, находящееся к западу от Святой земли), и «запад». После разрушения второго Храма в 70 г. н. э. огромное число евреев было увезено в Рим и другие западные, по отношению к Святой земле, города и продано в рабство. Затем говорится: «К востоку». Множество евреев оказалось вслед за тем на востоке, в Парфии и в других восточных странах, куда они массами бежали и переселялись из опустошаемой римлянами Страны Израиля, и где до этого существовали уже обширные еврейские колонии (особенно в Вавилонии). Затем говорится: «К северу». Большинство иудеев расселилось впоследствии в северных, по отношению к Палестине, странах Европы. И наконец: «К югу», т. е. предсказано новое возвращение в Святую землю, восстановление государства. Здесь пророчески указаны те пути и направления, по которым шло расселение народа израильского, и их очередность.
Совсем иначе говорится о распространении потомства Авраамова: там страны света перечисляются в другом порядке.
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу... (Быт. 13, 14)
Совсем другая очередность направлений: почему же так? Если Иакову предсказывается расселение его потомков по плоти — израильтян, то Аврааму говорится о распространении Единобожия, ибо Авраам — отец всех верующих; вера же Авраамова стала источником всех трех монотеистических религий — Иудейства, Христианства, Ислама. И вот говорится, что она распространится «к северу», ибо именно на севере от Святой земли Христианство впоследствии получило широчайшее распространение. Затем — «к югу», ибо из Аравии, в VII в. н. э., вышел Ислам. Затем — «к востоку», ибо и Христианство, и Ислам широко распространялись на востоке от Святой земли как миссионерами-проповедниками, так и завоевателями. И наконец «к западу»: двигаясь от Святой земли неуклонно на запад, мы пересекаем океан и оказываемся в Америке, где Христианство должно было распространиться напоследок. Отсюда — разная очередность стран света в обоих перечислениях.
И говорит Господь Иакову дальше: «И возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Как Иаков возвратился из Харрана в землю Ханаанскую, так и потомкам его было обещано возвращение на родину, в Страну Израиля, потому что жизнь Иакова символизирует историю всего израильского народа.
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! (Быт. 28, 16)
Иаков еще не знал, что Бог вездесущ: «Господь присутствует на месте сем, а я и не знал», — так может сказать каждый, кто уверует и почувствует повсеместное присутствие Божье. Но святое место, где пребывал тогда Иаков, еще и особо выделено: в ту ночь, когда Иаков спал и видел лестницу, он, по преданию, находился в Иерусалиме, на месте будущего Храма Соломонова, т. е. на том самом месте, где земля и небо должны быть соединены «лестницей духовной» с помощью молитвы и жертвоприношения. Это и есть место особого, постоянного присутствия Божьего.
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. (Быт. 28, 17)
И через много веков Храм, построенный на этом месте, стал воистину «вратами небесными»... Дальше рассказано, как Иаков сделал жертвенником камень, служивший ему возглавием во время сна. Иаков возлил на этот камень елей и дал обещание Господу, что он будет служить Ему на этом месте.
Следующая глава начинается такими словами:
И встал Иаков и пошел в землю сынов востока.
И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. (Быт. 29, 1-2)
Мы знаем, что нередко патриархи встречаются с будущими женами своими или с другими важными в их жизни людьми у колодца; и то, что Иисус Христос встретился у колодца с самарянкой, явилось как бы завершением ветхозаветных повествований о священных колодезях. Моисей у колодца встретился с Сепфорой, будущей женой своей; Агарь, когда ангел явился ей, увидела колодец живой воды... И вот Иаков также встречается с Рахилью у колодца, и три стада мелкого скота окружают этот колодезь. Древнееврейское слово <беэр> — «колодец» — происходит от глагола «баар», означающего «копать», «углублять», «рыть», «чертить», а также «исследовать», «изъяснять», «толковать». И «беэр» — это не только «колодец», который копают, но и углубленное исследование, толкование Священного Писания. Поэтому колодец, символизирующий источник живых вод слова Божьего, является сквозным библейским образом. Например, в Книге Чисел говорится о каком-то таинственном колодце, который выкопали в пустыне главы народа:
Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; Колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими... (Числ. 21, 17-18)
Ясно, что законодатель Моисей и вожди народа не рыли колодец в буквальном смысле, — это могли сделать какие-то более простые люди; но князья и вожди выкопали «колодец» исследования слова Божьего, т. е. своей мудростью с помощью Духа Святого углубились в смысл слова Божьего...
Таков подтекст описания и того колодца, который увидел Иаков.
Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. (Быт. 29, 3)
Это великий прообраз: слово Божье, — «колодезь вод живых», — и «три стада овец», т. е. три мировые монотеистические религии: Иудаизм, Христианство и Ислам. Все они собираются у одного и того же источника — слова Божьего, ведь и в Коране пересказаны те же заветы Божьи, что и в Библии иудейской и христианской. Но над устьем колодца лежит «большой камень»: истина сокрыта от большинства людей, от непосвященных, и трудно людям самим постичь слово Божье. И только когда «собираются все», т. е. объединяются труды великих законоведов, богословов, исследователей, духовных учителей, вникающих в слово Божье, тогда «камень» отваливается. Но люди, немного почерпнув и напившись, кладут вновь камень на устье колодца, и вновь закрыто от них слово Божье, оно не только «под покрывалом» (II Кор. 3, 14-15), оно под большим тяжелым камнем, сдвинуть который под силу только всем сообща...
И мы читаем дальше, как Иаков спросил у пастухов: здесь ли живет Лаван, сын Нахоров, знают ли они его?
Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего, потому что она пасла. (Быт. 29, 9)
Это та девушка, необычайно полюбив которую, Иаков согласился служить Лавану семь лет, чтобы жениться на ней. И вот первая их встреча:
Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. (Быт. 29, 10)
Иаков символизирует любовь, как Авраам — веру, Исаак — надежду. Вся жизнь Иакова есть проявление любви: он любил Рахиль, и ради нее служил Лавану, и показались ему годы служения его — семь лет — за несколько дней: так он любил ее (Быт. 29, 20). Он на старости лет более всех сыновей своих любил Иосифа, а когда не стало его рядом, то Вениамина, и говорится, что душа Иакова была связана с душой отрока (Быт. 37, 3 и 44, 30). И лишь человек, исполненный истинной любовью Божьей, может подойти один и отвалить огромный камень, лежащий над устьем колодца, — камень, который под силу сдвинуть с места только многим людям сообща. Только человек, исполненный любовью, может сам постичь сокрытые в Священном Писании тайны, над изъяснением которых трудятся богословы разных религий... И не только напиться из этого таинственного колодца он может, но и напоить многих других, — вот что совершает любовь. Ибо Бог призывает к истинной любви — любви к Создателю и любви к ближнему; кто ею проникся, тот получает силу совершить больше, чем многие пастыри со стадами своими...
Далее говорится о том, как Иаков пришел к Лавану и отслужил ему за его младшую дочь Рахиль семь лет. И когда он пас овец, то зной опалял его в полдень, а холод охватывал ночью, и он не засыпал ни на миг, охраняя стада Лавана (Быт. 31, 40). Но все это было для него радостью, ибо он полон был глубокой и истинной любовью.
Однако, когда пришел день свадебного торжества, то Лаван дал Иакову в жены под покровом темноты Лию, — старшую дочь свою вместо младшей. И когда наутро (а невеста приводилась, как и теперь на востоке, закутанной в покрывало) оказалось, что это Лия, Иаков пришел в ужас. Он спросил Лавана: «Что это ты сделал со мною?» И Лаван ответил, что таков обычай их местности — не выдавать младшую дочь прежде старшей. А затем потребовал он от Иакова отслужить еще семь лет за другую свою дочь (Быт. 29, 25-27). Рахиль, однако, была введена в шатер Иакова уже через семь дней после Лии, но служить он должен был за нее, по договору, еще семь лет (Быт. 29, 28-30). А все это сделал Лаван потому, что понял и убедился: пока Иаков при нем, Бог обильно и всесторонне благословляет все дела его, весь его дом. Именно Иакову споспешествовало благословение; там где он пребывал, все дела шли очень хорошо. Необычайно стал размножаться скот Лавана. Это было связано с Иаковом, и всеми правдами и неправдами пытался Лаван удержать его у себя.
О Лие же и Рахили сказано следующее:
Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем.
Иаков полюбил Рахиль... (Быт. 29, 17-18)
Лия и Рахиль — еще два глубоких и поистине неисчерпаемых образа. Лия — <Леа> — это имя происходит от глагола «лаа» — «изнемогать», «истомляться», «обессилеть». Лия символизирует ту часть души человека, которая отдает свои силы земной, чувственной жизни. Она «слаба глазами», в смысле духовного зрения. Рахиль — <Рахель> — это имя означает «овца» и образовано от глагола «рахаль», «рагаль» — «ходить», «двигаться». Рахиль обозначает нежную, как овечка, тончайшую и глубочайшую часть души, исполненную интуиции, которая не сразу пробуждается в человеке, не сразу вступает в соединение с его духом.
От этих двух дочерей Лавана, а также от их служанок — Баллы и Зелфы — произошли двенадцать сыновей Иакова, родоначальники двенадцати колен Израилевых (Быт. 29, 31-30, 24 и 35, 16-18). Первый сын, от Лии, получил имя «Рувим», по-древнееврейски <Реувен>, от глагола <раа> — «видеть», и существительного <бен> — «сын», буквально — «смотрите, сын!» Каков духовный смысл этого имени? От соединения «Иакова», т. е. внутреннего человека, духа человеческого, с «Лией» — той частью души, которая изнемогает, напрягается, трудится, совершает дело Божье, рождается сын-первенец «Рувим (Реувен)», т. е. духовное зрение, духовная интуиция (Деян. 9, 18).
Второй сын — Симеон — по-древнееврейски <Шим'он>, от глагола <шама> — «слышать». Он символизирует раскрывшийся духовный слух. На этой ступени человек точно знает, что Бог слышит его, отвечает на молитву; и сам он слышит голос Божий. Это вторая стадия духовного роста (Иоан. 3, 8). Вообще же, имена всех сыновей Иакова обозначают духовные состояния человека, совершающего восхождение в вере.
Третий сын, которому предназначено стать прародителем колена священников, — Левий, <Леви>, от глагола <лава> — «прилепляться», «присоединяться»; это имя символизирует особую близость, «прилепление» духа человеческого к Богу (Втор. 13, 4).
Четвертый сын — Иуда — <Йегуда> — «хвалящий Господа», от имени Божьего и слова <годаа> — «хвала», «прославление».
Символически здесь представлена та ступень духовного восхождения, на которой человек постоянно восхваляет своего Творца.
И после этого Лия перестает рождать сыновей. Рахиль же, видя, что она неплодна, отдает Иакову служанку свою, Баллу: ее имя <Билъга> происходит от глагола <бала> — «состариться», «изнуриться» — и означает «ветхая»; а если прочитать это слово с конца, то получается <га-лев> — «сердце», означающее в Библии эмоционально окрашенное мышление, соединенное с интуицией. «Балла (Билга)», т. е. сердце ветхое, сердце обветшавшее, на этой ступени обновляется духовно (ср. Пс. 50, 12), становится способным к «плодоношению». Это сердце, таинственно связанное с сокрытой, наиболее тонкой частью души (Балла — служанка Рахили), рождает еще двух сыновей Иакову — духу человеческому. Первого зовут Дан: <Дан> означает «суд». На этой ступени человек познает обновленным сердцем суды Божьи. А имя второго — Неффалим: <Нафтали> означает «мое борение», «мое состязание». На этой ступени человек получает силу вести духовную брань, духовную борьбу с силами зла (Еф. 6, 11-17).
Видя, что Рахиль отдала служанку свою Иакову, чтобы родить от нее детей (вспомним историю Сарры и Агари), то же самое делает Лия: она отдает Иакову свою служанку по имени Зелфа — <3илъпа>, от глагола <залаф> — «пылать», «гореть». Символизирует эта служанка внутренний огонь, желание, страсть. И Иаков, дух человека, соединившись на этой ступени со страстью, одухотворяет, обновляет ее, и от нее рождаются двое сыновей: Гад — <Гад>, что означает «счастье», и Асир — <Ашер>, т. е. «блаженство». До соединения с духом человека, до своего одухотворения эта страстная часть души — «Зелфа» — не могла породить ни счастья, ни блаженства: ведь когда человек пребывает в состоянии плотском, животном или полуживотном, он обуреваем множеством желаний и страстей, и независимо от того, исполняются они или нет, счастья и блаженства он не испытывает. Лишь желание, соединенное с духом, с «Иаковом», рождает «Гада» и «Асира» — счастье и блаженство. Тогда наконец человек начинает ощущать истинную, духовную радость (I Фес. 5, 16).
После этого сама Лия рождает еще двух сыновей Иакову. Первый из них — <Иссахар>. Это имя, образовано из слов<йеш> — «сущность», «бытие», «наличие», и <сахар> — «плата», «воздаяние». Означает оно, следовательно: «есть награда», или «сущность воздаяния», т. е. человек узнает, воочию видит, какая награда ожидает его и в этом мире, и в будущем за исполнение Закона Божьего. А последний сын Лии, Завулон — <3евулун>, от глагола <заваль — «обитать»: внутренний человек становится на этой ступени постоянной обителью Божьей, его сердце превращается в святое святых Храма, где пребывает Дух Божий (I Кор. 6, 19).
И наконец отверз Господь утробу Рахили (Быт. 30, 22-24): с духом — «Иаковом» — соединяется тончайшая, сокрытая часть души человека, и она рождает «Иосифа», первенца своего. Имя <Йосеф> образовано от глагола <йасаф> — «прибавлять», «прилагать». Это имя указывает на обильные духовные плоды, которые человек на этой ступени начинает постоянно приносить в жизни своей (Гал. 5, 22-23).
А второй, последний сын рождается у Рахили, когда она уже умирает, после возвращения семьи Иакова в землю Ханаанскую. Это возвращение в землю Ханаанскую прообразует вхождение духа человеческого в обители Божьи, в Иерусалим небесный, в небесную отчизну. Имя второго сына Рахили — <Бен-Они>, что означает «дитя страдания моего», «сын муки моей». Так назвала его мать перед своей смертью. Однако Иаков, боясь, видимо, что такое имя отразится на судьбе ребенка, переименовал его так, чтобы новое имя было созвучно первому, неся в себе иной смысл: <Биньямин> значит «сын десницы» (правой руки), или «сын правой стороны». Что это означает прообразно? Это означает, что дух человека, перенесший на земле много страданий (Бен-Они), спасен! Ибо по правую сторону Божьего престола будут поставлены праведники, и они услышат слова: «Приидите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира» (Матф. 25, 34). И это последняя, высшая ступень восхождения духа: перенесший страдания становится Вениамином — «сыном десницы». На этой ступени «Рахиль», душа человека, «умирает», и остается один лишь бессмертный дух. В Книге Второзакония Моисей, благословляя Вениамина, говорит о нем так:
О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, Бог покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его. (Втор. 33, 12)
Таково описание духовного пути, сокрытое в именах жен и сыновей праотца Иакова.