Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Само слово "Троица" небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Мы прощены, мы спасены и искуплены - Христос воскресе! в этих двух словах все сказано. двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! можно ли устать повторять: Христос воскресе! может ли надоесть нам слушать: Христос Воскресе! но все ли мы понимаем истинное значение этих двух слов? Где же внутренний, духовный смысл праздника? одно воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа таинством покаяния и причащения Святого Тела и Крови спасителя, дабы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов "Христос воскресе!" и ответа "Воистину воскресе!"
Протоиерей Александр Шаргунов - Для чего нам дан Великий пост?
"Откуда начну плаката окаянного моего жития деяний", — такими покаянными словами Церкви начинается Великий пост. Плачем ли мы вместе со всей Церковью — не обязательно теми слезами, которые текут по щекам, а тем внутренним плачем, незримыми слезами, которые, как говорят святые отцы, дороже всего?
Мы слышим в этом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, во всех псалмах и молитвах самое дивное — Сам Господь плачет. Если Он плакал о Иерусалиме, тем горше плачет о Церкви, которую создал как Дом молитвы и которую мы превращаем в вертеп разбойников. Господь видит нераскаянных детей Божиих, и это — страдание для Того, Который всё совершил для нас, когда сказал на Кресте: «Совершилось!» И наша нераскаянность страшна. Господь снова наготует, алчет, жаждет, приходит к нам и не находит плодов в Своем винограднике.
Христос родился в пещере, куда в непогоду загоняли домашних животных. Предание гласит: до утра Младенца согревали своим дыханием вол и ослик. Сорок дней Господь постился в пустыне, и был там со зверями. В Иерусалим Он въезжал на молодом осле, на которого еще никто не садился. И этот необъезженный осел подставил Ему спину.
Игумен Иоанн (Самойлов), кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной Семинарии
На наш взгляд, тема «Келейное правило в духовной жизни христианина» очень актуальна. Возвращение человека в лоно Церкви сразу ставит перед ним вопросы: «Как воцерковиться и что для этого нужно? Какие молитвы следует читать? Каким должно быть молитвенное правило? Как научиться молиться?»
Венчались две пары – совсем юная и пожилая. Юных я не знала. А с пожилой женщиной, хоть и мельком, но знакома: встречались в храме. Замужем она давно. Несколько лет назад пришла к вере, а муж – нет. Значит, теперь и он воцерковился. Несколько месяцев спустя мы встретились с нею.
«Невероятное для многих, но истинное происшествие» - так называлась маленькая книжечка, впервые изданная в конце XIX века. Молодой барон Икскуль описал событие, которое перевернуло всю его жизнь. Событие и правда потрясающее.
БОЛЕЗНЬ
«Я веровал в Бога как будто так, как и следовало, - сообщает автор, - то есть понимал Его как существо личное, всемогущее, вечное; признавал человека Его творением, но в загробную жизнь не верил». Барона послали по службе в один провинциальный городок. И тут он заболел воспалением легких. Пришлось лечь в больницу. Как ему казалось, ненадолго. Высокая температура, бессонные ночи измучили его. Но он ни на один миг не сомневался в выздоровлении.
Звонят колокола, вызванивают Пасху. Заливаются, щебечут птицы – на все голоса, но слаженным хором. Сияют солнце и лица людей. А в храмах распахнуты Царские врата. Значит, открыт вход в Небесное Царство.
Христос воскрес из мертвых. Каждый год мы повторяем эти загадочные слова – и не устаем радоваться их красоте, надежности, глубине. Смотрим на иконы Воскресения Спасителя – и удивляемся, как их много, они такие разные.
...к началу XVIII века мир изменился — жажда физического бессмертия оказалась сильнее веры в бессмертие души.
Жизнь человека слишком коротка… Человек смертен, но во все времена он стремился и стремится к бессмертию. Именно поэтому человеку, за отпущенный ему недолгий век, хочется овладеть всем миром — в надежде на обретение духовного или физического бессмертия. Вера в бессмертие духовное направляет человека в лоно религии и Церкви. И на протяжение нескольких столетий Церковь и христианское вероучение спасали человека, указывали ему путь к бессмертию. И Россия в течение семи веков, с XI по XVII вв., двигалась по этому пути, все глубже и глубже проникая в смысл идеи христианского спасения, пока не выработала учение о Вселенском православном царстве, как духовном государстве, которое и могло стать орудием спасения мира.