Главная страница Душеполезное чтение Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 26.05.2017, 23:44
Меню сайта

Категории каталога
Православие [24]
Дом и семья [7]

Каталог статей
Начало » Статьи » Православие

КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
Игумен Иоанн (Самойлов), 
кандидат богословия, 
преподаватель Московской Духовной Семинарии

 

КЕЛЕЙНОЕ ПРАВИЛО В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

(Из доклада на Третьей всероссийской научно-богословской конференции в Саровской пустыни «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России») 

Если мы обратим свой взор вглубь веков нашей истории, то увидим, что именно монашеству обязан русский народ своей святостью. Именно оно сделало его подвижническим, то есть сродным подвигу и целеустремленным к Богу. Не случайно, перед революцией 1917 года, видя ослабление монашеского подвига и падение нравов современников, миссионер и искусный проповедник — священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, подобно святителю Григорию Паламе, встал на защиту монашества и произнес несколько прекрасных проповедей. В одной из них он сказал: «Монашество наложило печать порядка, мира, чистоты на русскую семью, сделав ее «домашнею церковью» в нашем народе, и на весь уклад жизни русского села и русской деревни. Оно дало русской жизни как бы порядки и настроения обители: повиновение старшим, безгневие, терпение своей доли, упование на милость и волю Божию, равнодушие к земным и материальным благам и удобствам». 

На наш взгляд, тема «Келейное правило в духовной жизни христианина» очень актуальна. Возвращение человека в лоно Церкви сразу ставит перед ним вопросы: «Как воцерковиться и что для этого нужно? Какие молитвы следует читать? Каким должно быть молитвенное правило? Как научиться молиться?» 

Слово «правило» вошло в церковное употребление с первых веков христианства. И если у греков это слово означает орудие для тесания или шлифования камня или дерева, то в Православной Церкви под «правилом» стало пониматься утвержденное законодательной властью письменное определение Собора или святых отцов. Так появилось выражение «каноническое правило». 

Церковный богослужебный устав усвоил себе другое выражение - «молитвенное правило», понимая под ним собрание нескольких молитв, составленных святыми отцами и приспособленных к известному обстоятельству и времени. Смысл этого выражения можно прояснить и однокоренными словами: «править», «направлять», «правильный». «Молитвенное правило, - говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), - направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною». 

В современной церковной жизни употребляются различные молитвенные «Правила». Они помещены в специальные молитвословы и богослужебные книги, которыми пользуются как монашествующие, так и миряне. В монастырях существуют определенные келейные правила, или уставы, причем в разных монастырях они могут быть различны. Обычно они включают в себя «Утренние и вечерние молитвы», чтение Евангелия, апостольских Посланий, Псалтири, акафистов, канонов, выполнение определенного количества поклонов. 

Так, в Следованной Псалтири имеется «Правило готовящимся служить и хотящим причаститься Святых Божественных Тайн». Оно регламентирует исполнение суточного круга богослужения и чтение канонов на каждый день седмицы. Для тех, кто не умеет читать или не в состоянии посещать церковь, Псалтирь предписывает определенное количество раз совершение молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». 

Каждый день утром, пробудившись от сна, и вечером, отходя ко сну, христианин возносит свои молитвы к Богу. Утренним или вечерним правилом называет он собрание этих молитв. В православном молитвослове они называются «молитвами утренними» и «молитвами на сон грядущим». 

А как возвышенны и глубоки по содержанию молитвы, прочитываемые перед причащением Святых Христовых Тайн! В них прекрасно представлено величие таинства святой Евхаристии и в то же время перечислены слабости человека, показано его недостоинство. Собрание этих молитв получило именование: «Правило ко Святому Причащению». 

Известно и «Богородичное правило», которое обнимает собой всю жизнь Богоматери и разделено на 15 ступеней по важнейшим событиям Ее жизни. Отметим, что в употребление оно вошло по завету преподобного Серафима, который благословил своим духовным чадам, проходя по канавке, обведенной вокруг Дивеевской обители, читать 150 раз «Богородице, Дево, радуйся». 

А теперь прикоснемся к наследию Саровского подвижника. Хотя преподобный Серафим не оставил нам своих аскетических литературных трудов, но через глубоких почитателей старца до нас дошли его краткие письменные наставления. К ним можно отнести и молитвенные правила, получившие названия: «Келейное правило преподобного Серафима», «Келейное правило, заповеданное преподобным Серафимом инокиням Дивеевского монастыря» и «Краткое молитвенное правило преподобного Серафима для мирян». 

Саровская пустынь, где подвизался преподобный Серафим, славилась подвижнической жизнью своих насельников. Строгий устав настраивал иноков на подвиг молитвы, поста и послушания. Не случайно, говоря о строгости устава, святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих сочинениях записал: «В Саровской пустыни... труды так значительны, что едва ли кто из братства может сверх церковного правила совершать и келейное», - подразумевая здесь под «келейным» дополнительные молитвы и поклоны, совершаемые в келье. 

Сам преподобный Серафим ревностно исполнял строгий устав этой пустыни. Подражая своему старцу-руководителю, «он являлся как можно ранее на церковные молитвы, выстаивал неподвижно все богослужение, как бы продолжительно оно ни было, и никогда не выходил прежде... окончания службы». 

Приняв постриг и удалившись в пустынную келью, преподобный Серафим усилил молитвенный подвиг. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынножителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Особенно любил заниматься псалмопением. Первоначально это делал по уставу преподобного Пахомия Великого, а потом, применительно к этому уставу, составил свое чинопоследование, которое стало известно под названием «Келейное правило преподобного Серафима». Оно включает в себя 3 кафизмы, различные тропари и кондаки, Символ веры и некоторые молитвы. 

Опытно пройдя степени духовного совершенствования и имея дар рассудительности, преподобный по велению Божией Матери принял на себя подвиг старчества. В последние годы своей жизни он особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Для нас представляет особый интерес окормление старцем сестер этой обители. Автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» свидетельствует, что «батюшка Серафим неоднократно пробовал убеждать матушку Ксению Михайловну (начальницу Дивеевской общины), зная будущее слабое время, слабые силы и слабый народ, оставить непосильный для женской немощи устав Саровской пустыни». Однако, не имея возможности ее убедить, по приказанию Самой Царицы Небесной дал другое келейное правило, более легкое, состоящее из следующих молитв: 

Достойно есть... (1 раз); Отче наш... (3 раза); Богородице, Дево, радуйся... (3 раза); Символ веры (1 раз). Далее с поясными поклонами: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную (2 раза). Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных (1раз). Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй мя, грешную (2 раза). 

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Госпожею Девою Мариею Богородицею помилуй нас, грешных (1 раз). 

В заключение этого правила — стоя на коленях, с поклонами: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных (12 раз). 

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас, грешных (12 раз). 

Это правило сестры обители должны были читать три раза в день: первый раз, предваряя утренние молитвы, второй раз в церкви после вечернего правила и третий раз в келье перед молитвами на сон грядущим. В течение дня, до трапезы, насельницы должны были мысленно произносить молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную, а после трапезы: Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас, грешных. 

Когда преподобный Серафим открыл двери своего затвора, к нему потянулись за советами люди разных чинов и званий. Среди них были, простецы, не знавшие грамоты, и рабочие, трудившиеся на своем поле от зари до зари. Конечно же, старца вопрошали и о том, какое молитвенное правило следует выполнять. До нас дошло «Краткое молитвенное правило преподобного Серафима для мирян». 

Пробудившись от сна, советовал Саровский подвижник, всякий христианин, оградив себя крестным знамением и став на избранном месте, должен читать молитву, которую передал людям Сам Господь, т. е. Отче наш... (3 раза), затем Богородице, Лево, радуйся... (3 раза) и один раз «Символ веры»: Совершив это утреннее правило, человек мог идти исполнять свои дела, мысленно произнося про себя молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Если же его окружали люди, то сокращенно: Господи, помилуй. И так до самого обеда. 

Перед обедом повторить вновь утреннее правило. И до вечера про себя молиться: Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго. Если же представлялась возможность находиться в уединении, то читать: Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго. 

Перед сном совершить третий раз утреннее правило и, оградив себя крестным знамением, отойти ко сну. Людям, имеющим время, старец также советовал читать Евангелие, апостольские Послания, акафисты и каноны. 

Нетрудно заметить, что келейные правила преподобного Серафима, рекомендованные монашествующим и мирянам, очень похожи, а по своему содержанию очень кратки. Сам преподобный, назидая своих чад, говорил: «Всякий христианин, держась этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, и со смирением исполняя его, может достичь до меры христианского совершенства и любви Божественной». 

Молитва — это благодатный труд и нелегкий христианский подвиг. Человеку, пожелавшему совершать молитвенное правило, необходимо подготовиться к этому подвигу. «Приступая к молитвословию, - наставляет святитель Феофан Затворник, - когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обращаешься в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, - и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом пред-стояния Богу в сердце. Здесь начало молитвы, а доброе начало - половина дела». 

Итак, христианин, если ты хочешь научиться молиться, то полюби молитву. Для этого постарайся приобрести чувство ощущения вездеприсутствия Бога и навык постоянного молитвенного предстояния пред Ним. В этом поможет тебе келейное молитвенное правило. Знай, что сила его не в количестве прочитанных молитв, а в постоянстве и усердном исполнении. Правило должно быть по силам. Старайся в течение дня со смирением постоянно мысленно молиться Господу или Божией Матери. Стремись к тому, чтобы в молитве твоя душа беседовала с Богом, и сердечные воздыхания ее восходили к Его Престолу. Такой молитвой ты, как ключом, сможешь открыть духовную сокровищницу и обогатить себя благодатью Божией.





Источник: http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=230
Категория: Православие | Добавил: Марк (21.10.2008) | Автор: Игумен Иоанн (Самойлов)
Просмотров: 1771 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2006Сайт управляется системой uCoz